98
Молдажар. Ерте сақ дәуірі мен ортағасырлық
суреттер композициясы
Молдажар. Композиция с изображениями
раннесакского периода и средневековья
Молдажар. Ерте сақ дәуірінде салынған бұғы суреті
Молдажар. Изображение оленя раннесакского периода
Древнейшие петроглифы Молдажара относятся к
эпохе бронзы, но создавались, по-видимому, в разные пери-
оды, поскольку по стилю и содержанию рисунков выделяет-
ся несколько изобразительных групп. Самые ранние петро-
глифы представлены изображениями диких лошадей с на-
висающей над головой челкой, а также быков и очень ред-
ко – антропоморфных персонажей; таких гравюр сравни-
тельно немного, и сосредоточены они на южном склоне го-
ры. Этот специфический тип петроглифов известен на мно-
гих памятниках наскального искусства Центральной Азии;
их географическое расположение совпадает с ареалом степ-
ных культур ранних скотоводов и металлургов первой поло-
вины II тыс. до н. э., охватывая южные и центральные районы
Сарыарки, а также их северо-восточную периферию, вклю-
чая Тарбагатай и Прииртышье.
Самую многочисленную и яркую серию образуют
петроглифы поздней бронзы, тематика и стиль которых за-
метно отличаются от ранних гравюр Молдажара. Изобра-
жения лошади по-прежнему доминируют, но репертуар на-
скальных композиций обогатился искусно выполненными
фигурами других животных, птиц и антропоморфных пер-
сонажей. Лучшие произведения этого времени создавались
на самых удобных и широких поверхностях, с чем были вы-
нуждены считаться художники последующих эпох. Отли-
чительной особенностью этих петроглифов является деко-
ративная манера передачи экстерьера лошадей, корпус ко-
торых заполнен неповторяющимися комбинациями пря-
мых линий и зигзагов; некоторые из геометрических мо-
тивов перекликаются с орнаментикой керамики поздне-
бронзовых культур юга Сибири и Казахстана. Антропо-
морфные персонажи выделяются в композициях наряду
с изображениями «чудесных» лошадей, укрощаемых или
сберегаемых человеком от нападения хищников. Неред-
ки изображения поединков воинов, вооруженных лука-
ми, копьями, дубинками, и сцены сражения на колесни-
цах; многие детали вооружения (формы колчанов и лу-
ков, наконечников стрел и копий) воспроизведены весьма
реалистично, что позволяет сопоставлять их с артефак-
тами и датировать петроглифы рубежом I тыс. до н. э. Са-
мые близкие аналогии таким милитаристским «прокла-
мациям» бронзового века известны в петроглифах Ешки-
ольмеса в Восточном Семиречье, но в целом данная серия
гравюр Молдажара уникальна.
Петроглифы Тарбагатая обнаруживают большое
сходство с наскальным искусством Алтая, Тувы и Западной
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
7. Тарбағатай петроглифтері
I...,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97 99,100,101,102,103,104,105,106,107,108,...586