560
В восточной части кладбища располагаются мавзолеи
IX–XII вв., связываемые местной устной традицией с захоро-
нениями Оспан-баба, Абылкаир-ата, Жанкара-ата, Муталип-
баба и др. Именно они являются сегодня главными объектами
поклонения; ветки ближайших кустарников увешаны пестры-
ми лоскутками – приношениями паломников. Специалисты
склоняются к мнению, что все сохранившиеся строения не-
крополя относятся к XIX–XX вв. и являются захоронениями
представителей казахских родов баганалы и балталы.
Петроглифы Теректы-Аулие – самые древние и наибо-
лее значительные памятники комплекса. Эстетическая сила
петроглифов Теректы-Аулие заключается в высоком качестве
их исполнения и гармоничной включенности в ландшафт.
Гравюры выполнены на гладких поверхностях, на вершинах
и выпуклостях четырех гранитных холмов. Крупнозернистый
гранитный материал позволял создавать фигуры достаточно
крупных размеров, 15–70 см в длину; подверженность гранита
эрозии делает гравюры уязвимыми, и за минувшие несколько
тысячелетий большая часть изображений на вершинах скал
оказалась утраченной. Сегодня на памятнике сохранилось
около 300 петроглифов, распределенных на 27 поверхностях.
Группа 1 – самая многочисленная и разнообразная
по тематике; она содержит более 200 фигур животных в 13
композициях, выгравированных на наиболее выветренных
поверхностях вершин и южных склонах холмов. Здесь изо-
бражены в основном лошади, несколько верблюдов-бактриа-
нов, два быка, олень, птица (дрофа) рядом с 4 изображениями
передних лошадиных копыт, несколько козлов, колесница, ли-
нии и чашевидные углубления, иногда охваченные концен-
трическими кругами. Изображения лошадей доминируют на
всех поверхностях, кроме поверхности 2, где изображены
фигуры козлов.
На широкой наклонной плоскости сохранилось более
80 гравюр, изображающих в основном лошадей; сверху че-
рез всю поверхность проходит неширокая заполированная до
блеска дорожка, по которой обычно скатываются паломники.
Западная часть плоскости покрыта десятками четких фигур
лошадей, включая уникальную сцену поединка двух коней,
симметрия которой напоминает аналогичную композицию
из Кангджа-Шимендзы (СУАР, КНР); восточная часть поверх-
ности содержит фигуры, растворяющиеся в естественной
текстуре камня и выявляемые лишь при боковом освещении:
это лошади, верблюды, несколько схематичных фигур козлов,
линии и чашевидные знаки. Завершается картина в центре 3
фигурами животных: двух лошадей в сейминско-турбинской
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
52. Теректі әулие кешені
Теректі әулие қорымы
Некрополь Теректы-Аулие
Теректі әулие қорымы. ХІХ–ХХ ғасырдың басындағы кесенелер
Некрополь Теректы-Аулие. Мавзолеи XIX – начала XX века
Теректі әулие қорымындағы шикі кірпіштен жасалған
ХІХ ғасырдағы кесене
Сырцовый мавзолей XIX века на некрополе Теректы-Аулие
I...,550,551,552,553,554,555,556,557,558,559 561,562,563,564,565,566,567,568,569,570,...586