455
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
Глоссарий
на. 1989 г.
Т. Г. Шевченко мұражай бағындағы құдық. 2008 ж. фотосурет.
Ақтау қаласындағы Украина мәдени орталығы ұсынған
Колодец в саду музея Т. Г. Шевченко. Фотография 2008 г. Пре-
доставлена Украинским культурным центром (г. Актау)
Т. Г. Шевченко еккен қызыл тал. И. Самигулиннің фотосуреті.
1989 ж.
Верба, посаженная Т. Г. Шевченко. Фотография И. Самигулина.
1989 г.
С. 214
Т. Г. Шевченко мұражай бағындағы саяжол. 2008 ж. фотосурет.
Ақтау қаласындағы Украина мәдени орталығы ұсынған
Аллея в саду музея Т. Г. Шевченко. Фотография 2008 г. Предо-
ставлена Украинским культурным центром (г. Актау)
С. 215
ГЛОССАРИЙ
Адорация
– поклонение, обожание; от лат. adorant (про-
сящий) – фигура с простертыми к небу руками
Айван
– 1) глубокая сводчатая ниша, обычно во входном
портале здания; 2) примыкающее к наружной стене здания от-
крытое помещение под сводами на подпружных арках, опи-
рающихся на столбы или колонны, или под плоским деревян-
ным перекрытием на колоннах
Алтарь
– 1) место для жертвоприношений; 2) часть куль-
тового здания, где находится жертвенник; 3) в православной
церкви
восточная
часть
внутреннего
пространства,
отделен-
ная от остальной части храма алтарной преградой (иконоста-
сом)
Ангоб
– разновидность декоративной обработки керами-
ки: тончайший слой белой или цветной (природной или ис-
кусственно окрашенной) глины, наносимый до обжига на по-
верхность изделия с целью маскировки цвета или фактуры ос-
новного материала. Ангоб, особенно цветной, может употре-
бляться и взамен красящих материалов при росписи изделия.
Существует также способ декорирования рельефным ангобом
Апсида
– выступающая часть здания, обычно круглой или
многогранной формы в плане, перекрытая полукуполом или
сомкнутым полусводом
Аркада
– протяженный ряд одинаковых арок, опира-
ющихся на столбы или колонны; часто применялась при
устройстве галерей вдоль стен зданий
Архивольт
– наружное обрамление арки, архитектурно
оформленное выявлением арочной кладки, профилировкой
Архитектоника
– 1) художественное выражение законо-
мерностей
строения,
присущих
конструктивной
системе
зда-
ния;
2)
принципиальная
схема
построения
художественного
произведения;
3)
общая
картина
геологического
строения,
особенностей залегания или нахождения горных пород той
или иной местности
База
– нижняя опорная часть колонны или пилястры
Балхи
– разновидность сводчатого перекрытия над ква-
дратным или прямоугольным в плане помещением. Возводит-
ся путем наращивания кир-пичной кладки от углов к центру
наклонными арочками, соединяющимися «в елку» в середине
каждой стены. Названо по имени г. Балх (Афганистан), места
его первого применения
Барабан
– элемент венчающей части здания, несущий ку-
пол, шатер или многогранный сомкнутый свод. В зависимости
от геометрической формы и архитектурной обработки бара-
баны
бывают
круглые,
граненые,
ребристые
(гофрированные
и т. н. «звездчатые»); световой барабан имеет оконные проемы
Барельеф
– скульптурное изображение или орнамент,
выступающий на плоской поверхности менее чем на полови-
ну объема изображенного предмета
Барокко
– стилевое направление в архитектуре и изобра-
зительном искусстве конца XVI – начала XVIII в., отличитель-
ными
чертами
которого
являются
динамические,
сложные
формы,
декоративная
пышность,
криволинейность
очерта-
ний, живописность
Васса
– в среднеазиатской архитектуре – настил из жер-
дей, расколотых пополам и уложенных вплотную друг к другу
круглой стороной вниз по деревянным балкам перекрытия
Верста
– русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км)
Восьмерик
– восьмиугольный в плане элемент венчаю-
щей части здания, переходная конструкция от четверика к ку-
полу или шатру
Вток – металлическое орудие с заостренной плоской ра-
бочей частью и со втулкой – несквозным отверстием, предна-
I...,445,446,447,448,449,450,451,452,453,454 456,457,458,459,460,461,462,463,464,465,...478