457
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
Глоссарий
на который опирается балка, арка или плита перекрытия
Караван-сарай
– в Западной и Центральной Азии посто-
ялый двор, место для остановки караванов в городах и на тор-
говых путях
Карниз
– верхняя выступающая часть стены здания, кото-
рая поддерживает свес кровли и предохраняет стену от стека-
ющей с крыши воды
Картуш
– обрамляющая рамка, украшение стены в виде
щита или полуразвернутого свитка с полем посредине для
надписей, эмблем, гербов, вензелей и т. д.
Кашин
– вид декоративной глазурованной керамики из
силикатной массы, позволяющей выпиливать тонкие и криво-
линейные
элементы
для
мозаичных
орнаментальных
панно,
лент и т. п.
Кенотаф
(греч. «пустая могила») – символическое погре-
бальное со-оружение без погребения – памятник умершим,
останки которых лежат в другом месте или не найдены
Кёшк
– раннесредневековый укрепленный замок, пред-
ставляющий собой башню жилого и оборонного назначения
Классицизм
– стилевое направление в архитектуре и
изобразительном искусстве конца XVII – начала XIX в., для
которого
образцом
подражания
служило
искусство
Древней
Греции и Рима. Классицизму присущи четкость и геометризм
форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером,
сдержанность в применении декора
Кожа
см. ходжа
Койтас
– разновидность каменного надгробия, обычно
имеет
форму
горизонтально
установленного
вытянутого
па-
раллелепипеда или цилиндра; считается, что койтас символи-
зирует образ барана, хотя и не является его изображением (см.
кошкартас)
Консервация
– совокупность мер, обеспечивающих про-
должительную
сохранность
памятников
истории,
археоло-
гии,
архитектуры
и
монументального
искусства,
произведе-
ний скульптуры, живописи и графики, архивных документов,
старинных книг и т.д.
Консоль
– часть балки, фермы или иной конструкции, вы-
ходящая за пределы опоры (стены, столба) и предназначенная
для
поддержания
выступающих
элементов
здания
(карниза,
балкона, козырька и т. д.). Консоли также используются для
установки на них статуй, декоративных ваз и т. д.
Контрфорс
– вертикальный или суживающийся кверху
выступ
сте-ны,
принимающий
на
себя
горизонтальные
на-
грузки (распор)
Конха
– перекрытие в форме полукупола
Кош
– (букв. «пара») – ансамбль из двух зданий, располо-
женных симметрично входами напротив друг друга; их обра-
щенные «лицом к лицу» фасады обычно одинаковы по разме-
рам и композиции
Кошкартас
– тип каменного надгробия в виде реалистиче-
ского или стилизованного скульптурного изображения барана
Кронштейн
– консольная опорная конструкция или де-
коративная деталь в виде консоли под выступающими деталя-
ми стен зданий (карнизами, полками и т. п.)
Кулпытас
– надгробный памятник в виде вертикальной
стелы, часто украшенной орнаментом и эпиграфикой, иногда
с эпитафией и изображением тамги
Куфи
–
разновидность
геометризированного
почерка
арабского
письма,
применявшегося
в
архитектуре,
декоратив-
ном искусстве
Кыбла
(от араб. ал-Кибла – «то, что находится напротив»)
– направление на Мекку, а точнее на ал-Каабу – главное свя-
тилище ислама, к которому мусульмане обращаются лицом во
время молитвы
Лопатка
– вертикальный плоский выступ в стене, не име-
ющий базы и капители
Льячка
(льяк, льяло) – 1) форма для отливки; 2) ковшик
для разливания расплавленного металла
Мазар
– 1) кладбище, место погребения; 2) место по-
клонения; 3) в период позднего средневековья и нового
времени
мусульманское
погребальное
сооружение,
мав-
золей
Мезонин
– надстройка (часто с балконом) над средней ча-
стью жилого дома. Распространен в русской архитектуре XIX в.
Минбар
– возвышение, с которого в мечети читаются
проповеди
Михраб
– молитвенная ниша в стене мечети, обозначаю-
щая направление на Мекку (кыбла), куда молящиеся обращают
лица
Модерн
– стилевое направление в архитектуре конца XIX
– начала ХХ в., противопоставлявшее себя распространенному
во второй половине XIX в. механическому воспроизведению
стилей
прошлого;
архитекторы
модерна
использовали
воз-
можности
новых
конструкций,
строительных
и
отделочных
материалов и свободной планировки интерьера для создания
подчеркнуто
индивидуализированных
зданий,
все
элементы
которых
подчинялись
единому
образно-символическому
за-
мыслу
Мукарнас
–
сталактиты,
ступенчатые
консольно-ячеи-
стые
системы,
служащие
средством
декоративного
оформ-