422
1 Жасыбай. Үңгірдің төбесіне салынған
антропоморфты бейнелер
Жасыбай 1. Антропоморфные фигурки на своде грота
1 Жасыбай. Күн тәрізді бейне
Жасыбай 1. Солярный символ
1 Жасыбай. Антропоморфты бейнелер
Жасыбай 1. Антропоморфные изображения
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
38. Сарыарқ жартас кескіндемесі
древних реализовалось преимущественно в красочных ри-
сунках на закрытых естественными навесами относительно
ровных поверхностях гранитов и диоритов.
Одним из самых известных памятников наскальной
живописи Баянаула является грот, обнаруженный в 1926 г.
на юго-восточном берегу озера Жасыбай русским геологом
и поэтом П. Л. Дравертом, именем которого он теперь назы-
вается. На поверхности свода красной охрой изображены не-
сколько схематичных антропоморфных фигур, обращенных
головой к входу грота, так что рассматривать их приходилось,
по-видимому, из глубины скальной ниши. Красочные рисун-
ки, сходные по содержанию и технике исполнения, позже
обнаружены и под другими навесами покрытых лесами при-
брежных скал озера. Основным мотивом росписей на стенах
и сводах гротов здесь также являются антропоморфные изо-
бражения, однако есть и одиночные фигуры животных, птиц,
рисунок лука со стрелой и несложные геометрические фи-
гуры или знаки. Датировать наскальную живопись Баянауль-
ских гор сложно, хотя удаленные в пространстве аналогии
могут указывать на значительную ее древность; возраст по-
давляющей части схематичных рисунков вряд ли выходит за
рубежи бронзового века, время активного заселения района
племенами андроновской и бегазы-дандыбаевской культур.
Наскальная живопись центральной Сарыарки пред-
ставлена еще одним замечательным памятником – гротом
Тесиктас, расположенным в отрогах гор Кызылтау, в верхо-
вье одного из притоков реки Шерубай-Нура. От приозерных
гротов Баянаула его отделяет большое расстояние, и при об-
щем сходстве окружающей природы Тесиктас дает образец
иного типа ландшафта, преобразованного человеком дале-
кого прошлого посредством своих творений.
На предгорной равнине, в небольшом удалении
от невысоких сопок, одиноко возвышаются две стоящие
друг напротив друга скалы, будто сложенные из гранита
неведомыми исполинами. Сквозь одну скалу вода и ветер
проточили большую нишу, на высоком своде которой
проступают живописные рисунки. В центре свода хорошо
различимы изображения двух короткорогих быков и не-
скольких знаков в виде крестов; рядом видны аморфные
пятна красной охры – следы других несохранившихся изо-
бражений, о которых можно судить только по зарисовкам
исследователей прошлого века. Одна из фигурок живот-
ных выполнена контурной линией, вторая – силуэтом, но
сохранилась лишь часть этого изображения. На второй
плоскости свода заметна еще одна контурная фигура, воз-
I...,412,413,414,415,416,417,418,419,420,421 423,424,425,426,427,428,429,430,431,432,...586