110
ды. Лама сумэлерінде ойраттардың барлық әдет-ғұрпы,
аудармашылық, сондай-ақ қолөнер қызметі шоғырланған.
Оларда түрлі буддалық дәстүрлер, бағалы заттар, санскрит,
тибет, моңғол және түрік тілдеріндегі қолжазба кітаптар
сақталған; мұнда шығыс бейнелеу өнерінің шығармалары
(икона жазу, мүсіндеме, кескіндеме), қыш ыдыстан,
Западные монголы-ойраты и волжские калмыки
в большинстве своем приняли ламаизм в форме буддий-
ской школы Гэлугпа, т. е. «школа добродетели», основате-
лем которой был гэлун Цзонхава (1357–1419). К этой ре-
лигиозной школе принадлежали тибетские «желтые мона-
стыри» Брайбун, Галдан, Сэра и Таши-Лхунпо, в которых ре-
форматор Цзонхава ввел ношение желтых шапок, отчего
и возникло название секты – «желтошапочная», или «жел-
тая». Школа Гэлугпа утверждала, что длительный и трудный
путь верующих к победе над страданием, т. е. к нирване, мо-
жет быть ускорен и облегчен посредством культового по-
читания будд и бодхисаттв, способных отзываться на обра-
щение к ним человека, а также содействием людям со сто-
роны лам, которые возводились в ранг живых божеств, об-
ладавших почти неограниченным могуществом. Исходя из
идеи необходимости помощи верующим со стороны про-
фессиональных знатоков буддийского учения – лам, Цзон-
хава обосновал новую задачу буддийского духовенства: не
уходить от общества в отшельничество, а активно вне-
дряться в жизнь в качестве постоянных наставников веру-
«Жасыл Тара». Кенептегі кескіндеме. Үзінді. XVIII–XIX ғасырлар
Зеленая Тара. Живопись на полотне. Фрагмент. XVIII–XIX века
XVII–XVIII ғасырлардағы будда монахтарының ғұрыптық
медальоны. Алматы облысы
Ритуальный медальон буддийских монахов XVII–XVIII веков.
Алматинская область
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
8. Тибет Будда дінінің ескерткіштері
I...,100,101,102,103,104,105,106,107,108,109 111,112,113,114,115,116,117,118,119,120,...586