111
Қалмақ ламасы. В. В. Верещагинның картинасы. 1869–1870 жылдар
Калмыцкий лама. Картина В. В. Верещагина. 1869–1870 годы
былғарыдан, темірден және басқа заттардан жасалған
көркемөнер бұйымдары шоғырланған.
Шығыс Моңғолиядағы будда иерархиясымен салыс-
тырғанда сан жағынан әлдеқайда аз ойрат ламаларының
жеке көшпелі ұлыстары болмады. Олар әдетте хандар мен
беделді тайшылардың ордаларында тұрды; осыған байла-
нысты лама ғибадат ескерткіштері ойрат ақсүйектері табан
тіреген жерлерге жинақталды.
Шығыс, Орталық және Оңтүстік-Шығыс Қазақстан
аумағындағы кейбір будда ескерткіштердің орналасқан жері
туралы құнды дерек ХVІІІ ғ. екінші ширегі – ХХ ғ. басындағы
жазба және картографиялық дереккөздерде сақталған. Олар-
да Абылай-хит (1654 ж. құрылған), Дархан-Цорджин-хит
ющих. Для практической реализации этой задачи догмати-
ка школы Гэлугпа предусматривала достижение централи-
зации ламаистской церкви на основе принципа иерархии
лам, а также наделение последних правом собственности
на имущество и земли.
Воплощением в жизнь этих идейных принципов стало
повсеместное стоительство в Джунгарии в 40-х гг. ХVІІ – пер-
вой половине ХVІІІ в. буддийских храмов и монастырей; как
правило, они возводились вблизи традиционных народных
святилищ, степных ставок ойратской знати и со временем
становились важными религиозными и культурными центра-
ми страны. Наряду с храмовым строительством ламаистская
церковь использовала для распространения своего влияния и
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
8. Памятники тибетского буддизма
I...,101,102,103,104,105,106,107,108,109,110 112,113,114,115,116,117,118,119,120,121,...586