115
Қалжыр өзенінің аңғары
Долина реки Кальжир
Жоңғар хандығының билеушісі Қалдан Бошоқты хан
(1671–1697). Портрет. XX ғасырдағы сурет
Правитель Джунгарского ханства Галдан-Бошохту-хан
(1671–1697). Портрет. Рисунок XX века
Наряду с перечисленными буддийскими комплекса-
ми в источниках встречаются упоминания других ламаист-
ских памятников середины ХVІІ – первой половины ХVІІІ в.
на территории Восточного Казахстана и Семиречья. Так,
российский академик Г.-Ф. Миллер, совершивший в 1734 г.
экспедицию в район Верхнего Прииртышья, сообщил поз-
же в одной из своих научных статей со слов повстречав-
шихся ему на пути кочевников-ойратов, что в этих краях
во второй половине XVII в. существовали еще два крупных
ламаистских комплекса. Один из них, построенный пра-
вителем хошоутов Очирту-Цэцен-ханом (ум. в 1680), нахо-
дился на расстоянии «5 дней пути к западу» от Аблай-хита
на территории зимней ставки этого влиятельного ойрат-
ского князя и состоял из храма, монастыря и библиотеки. Но
в середине 1670-х гг. ставка Очирту-Цэцен-хана подверглась
нападению будущего верховного правителя Джунгарского
ханства Галдана-Бошохту-хана (1676–1697), который раз-
рушил главный хошоутский храм и затем выгнал своего те-
стя из его владений.
Опасаясь осуждения подвластных ему ойратов за
совершенный им тяжкий грех против буддизма, Галдан-
Бошохту-хан в скором времени после этих событий по-
строил на месте расположения одной из своих зимних ста-
вок недалеко от озера Зайсан, «в 6 днях пути к юго-востоку»
от Аблай-хита, новый ламаистский комплекс, получивший
название Бошохту-хан-хит. По свидетельству современника
Г.-Ф. Миллера, знаменитого европейского путешественника
и исследователя П.-С. Палласа, Бошохту-хан-хит был во вто-
рой половине XVII в. одним из самых крупных и многолюд-
ных в Джунгарском ханстве ламаистских монастырей; но, как
и многие другие духовные центры кочевников-ойратов, он
просуществовал недолго.
В 1680–1684 гг. Галдан-Бошохту-хан, желая силой
навязать ламаизм кочевому и оседлому мусульманскому
населению Южного Казахстана, совершил целый ряд опу-
стошительных военных походов в присырдарьинские сте-
пи, где подверг разрушению город Сайрам. Возмущенные
жестокостью и «богохульством» правителя «неверных кал-
маков» казахи Старшего жуза решили во что бы то ни ста-
ло наказать Галдана за его попытки заставить мусульман
Туркестанского района «отречься от ислама и поставить в
мечетях своих идолов», т. е. изображения буддийских бо-
жеств. Воспользовавшись затяжной ойрато-цинской вой-
ной и продолжительным отсутствием Галдана в его при-
иртышских кочевьях, казахские отряды вторглись в 1689 г.
лама ілімін күштеп таңу мақсатында Сырдария жағалауына
бірнеше рет қанды әскери жорықтар жасап, Сайрам
қаласын қиратқан. «Арам қалмақтар» билеушісінің
қатігездігі мен «құдайсыздығын» көрген Ұлы жүз қазақтары
«Түркістан мұсылмандарын исламнан теріс қаратып,
мешіттерге өздерінің пұттарын, яғни будда құдайларының
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
8. Памятники тибетского буддизма
I...,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114 116,117,118,119,120,121,122,123,124,125,...586