196
Сарыкөл кешенінің солтүстік-шығысындағы
көне түрік балбал тасы
Древнетюркское каменное изваяние в северо-восточной части
комплекса Сарыколь
ставить покойного в загробный мир. Здесь же находились
лежащие плашмя камни – в обряде жертвоприношения
их использовали в качестве настила.
Между каменной скульптурой и очагом сохранилось
пространство в 4–5 м. При расчистке этого места были най-
дены красная агатовая бусинка и серебряная нашивка кру-
глой формы, украшенная листочками в виде цветка.
Далее выяснилось, что площадка между большой и
средней оградами была местом очага. Свидетельством то-
му – слой смешанной с золой почвы толщиной в 15–20 см.
Судя по результатам исследований обеих оград, здесь дол-
гое время проводились ритуалы сожжения умерших.
Древние тюрки придавали большое значение огню.
Известно, что с культом его был связан обряд сожжения те-
ла умершего. Человек, уходящий в вечность, по их представ-
лениям, должен очиститься огнем от земных своих грехов.
Лишь очищенная пламенем огня, безгрешная душа попа-
дает на небеса. Эта вера настолько была сильна у древних
тюрков, что даже после прихода ислама сохранились не-
которые элементы поклонения огню. У казахского народа
с очень давних времен сложились традиции, связанные с
огнем. Последние исследования говорят о том, что начало
их восходит к эпохе саков и древних тюрков. Например, ко-
лыбель новорожденного очищается огнем от злых духов и
болезней. Невеста, впервые переступающая порог дома же-
ниха, держит ладони над раскаленным дымящим маслом в
сковороде и проводит этими ладонями по своему лицу. На-
род, переходящий на жайляу, проводит свои кочевья меж-
ду двух горящих огней. Сжигаются старые негодные вещи.
При погребении усопшего вместе с ним хоронили в
полном парадном снаряжении принесенного в жертву ко-
ня, на котором он ездил при жизни. Обряд этот нашел свое
применение и в суфийском направлении ислама. Отраже-
ние его видится также в обычае, когда в день похорон, на
седьмой день, сорок дней и на годовщину обязательно для
поминального стола режут лошадей, головы их укладывают
внутри захоронения, а к могильной ограде усопшего при-
вязывают кусочки белой ткани.
Сарыкөл кешеніне археологиялық қазба жұмыстары барысында
табылған заттар: 1 – алтын құмыра, 2 – күміс құмыра,
3 – пышақ қалдығы, 4 – ақық моншақ, 5 – ауыздық
Находки, обнаруженные в ходе археологических раскопок
комплекса Сарыколь: 1 – золотой кувшинчик, 2 – серебряный
кувшинчик, 3 – фрагмент ножа, 4 – бусина из агата,
5 – удила
1
2
3
4
5
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
14. Сарыкөл ғибадатханасы