310
сын, идеологиясын алға тартты. Қауіпті кездер Таңбалы жар-
тастарына өз дәлелдерін қалдырды.
Сақ суретшілерінің нақышты суреттері, тұтас кар-
тиналары қола дәуірінің петроглифтерімен қатарласа
шығып, көне шығармаларды сызып тастағандай, жиі-
жиі үстінен басып өтіп кеткен. Жартас өнерінің негізгі
тақырыбы жабайы аңдарды аулау, жыртқыш аңдардың
бұғы мен тауешкілердің ізіне түсу сияқты көріністер болды.
Таңбалы жартастарындағы құдайлар мен перілердің мифтік
бейнелерінің орнын үшкір қалпақты атты жауынгер неме-
се малдың қорғаушысы – бақташының бейнелері ауыстыр-
ды. Алғашқы рет діни ғибадатханада және қоныстардың
жанында таңбалар – рулық тегі мен меншігін білдіретін
белгілер көрініс тапты. Бұл белгілердің кейбіреуі Орталық
Азия көне көшпенділерінің тарихи жолын белгілей отырып,
континенттің бүкіл дала кеңістігінде кездеседі.
Түрік халықтарының тұңғыш мемлекеттері құры-
луы, жазудың пайда болуы және әлемдік діндердің тарауы
дәуірінде жартас өнерінің мазмұны елеулі түрде өзгерді.
Таңбалының жаңа мекендеушілеріне қола және сақ дәуірлері
петроглифтерінің көптеген образдары жат болды; гале-
реяның басты мақсаты ұмытыла бастады, бірақ жердің қа-
сиеттілігі сақталды.
все рисунки эпохи бронзы видны одновременно, последова-
тельно объединяясь в сложные композиции. Такие площадки
удалены от скал на 20–40 м, но рисунки при этом остаются
хорошо различимыми.
Галерея наскальных рисунков Тамгалы воплощает в
себе цельное художественное повествование, в основе кото-
рого древняя мифология племен эпохи бронзы. Демонстра-
ция петроглифов могла осуществляться во время коллек-
тивных ритуалов, церемоний и служить важным средством
эмоционального воздействия при передаче священных зна-
ний от поколения к поколению.
Многие петроглифы Тамгалы эпохи бронзы уни-
кальны в наскальном искусстве Центральной Азии. Высокая
культурная значимость Тамгалы в многовековой истории Ка-
захстана состоит в том, что здесь художники эпохи бронзы
впервые создали зримый образ божества, придав ему антро-
поморфный облик. Мировое значение Тамгалы заключается
в том, что здесь человек, создавая храм Солнца под открытым
небом, сумел талантливо соединить творческий гений с при-
родным своеобразием ландшафта.
Петроглифы эпохи раннего железа многочисленны и
были созданы разными народами, сменявшими друг друга на
пути массовых передвижений и походов кочевников – саков,
усуней, юэчжей, хуннов… Племена завоевателей стремились
подчинить себе древнее население Семиречья, утверждая
свою власть, свою эстетику и свою идеологию. То беспокой-
ное время оставило на скалах Тамгалы свои свидетельства.
Изящные рисунки и целые картины сакских худож-
ников возникают рядом с петроглифами эпохи бронзы, а
чаще поверх них, грубо перекрывая и как бы перечеркивая
древние творения. Охота на диких животных, преследование
хищниками оленей или козлов становятся главными темами
наскального искусства. Мифические образы богов и демонов
на скалах Тамгалы сменяются изображениями конного и пе-
шего воина в островерхом колпаке или пастуха – защитника
стад. Впервые в святилище и вблизи поселений появляются
тамги – знаки родовой принадлежности и собственности.
Некоторые из этих знаков встречаются на всем степном про-
странстве континента, отмечая исторический путь древних
номадов Центральной Азии.
В эпоху образования первых государств тюркских
народов, возникновения письменности и распространения
мировых религий содержание наскального искусства суще-
ственно изменилось. Новым обитателям Тамгалы были чуж-
ды многие образы петроглифов бронзового века и сакской
Таңбалыға туристік экскурсия
Туристическая экскурсия в Тамгалы
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
77. Таңба ы кешені