304
«Киімдегі» және асатаяқ ұстаған адамдардың бейнелері.
Біздің заманымызға дейінгі XIV–XIII ғасырлар
Изображения «ряженого» и фигуры человека с жезлом.
XIV–XIII века до нашей эры
Шоқпар ұстаған антропоморфты кейіпкердің бейнесі.
Біздің заманымызға дейінгі XIV–XIII ғасырлар
Изображение антропоморфного персонажа с палицей.
XIV–XIII века до нашей эры
свое значение в связи с освоением верховой езды и распро-
странением всадничества. Появление стремян, твердого сед-
ла, пики и сабли сопутствовали завоеваниям древнетюркских
племен I тыс. н. э.
Петроглифы сакского времени легко узнать по спец-
ифической манере изображения животных, получившей
название «звериного стиля». Находки в Тамгалы и на дру-
гих памятниках Семиречья петроглифов в стиле «оленных
камней» Монголии и Алтая свидетельствуют о контактах
и миграциях народов, обитавших на этих территориях в
начале I тыс. до н. э.
Особую историческую ценность имеют надписи
(древнетюркская руническая IX–X вв., ойратская конца
XVII – середины XVIII в. и казахские XIX в.) и родовые тамги,
оставленные на скалах разными народами, для которых уро-
чище Тамгалы было местом обитания и святыней.
Создатели первых петроглифов Тамгалы – художники
бронзового века, в своем творчестве не были так ограничены
недостатком свободных скал, как мастера последующих эпох.
Поэтому они занимают самые широкие и ровные поверхности,
сверкающие блеском патины. Рисунки эпохи бронзы отлича-
ются величиной: в среднем 25–30 см, иногда до 60–70 см и 1 м.
Можно заметить, что многие петроглифы на скалах I–V групп
поразительно сходны по технике исполнения и манере, словно
выполненыодним и темже мастером. Наряду с изображениями
животных – диких быков, лошадей и куланов, оленей, кабанов
и волков – главными персонажами выступают фантастические
антропоморфные герои: наряженные в звериные шкуры чудо-
вища с загнутыми крючковатыми руками, мужественные воины
с палицами и боевыми топорами, и, конечно, верховные боги
с лучистыми нимбами вокруг головы.
Пантеон («все боги») племен эпохи бронзы, по-
клонявшихся природным стихиям, представлен на самой
высокой вертикальной скале каньона, в центре святилища
(IV группа). В определенном порядке и каждый по-своему
здесь изображены семь божественных персонажей, а ниже
десять воинов в боевой пляске, женщина покровительни-
ца рода и – люди, вскинувшие в молитве руки. Возможно,
именно так представляли себе устройство мира в бронзо-
вом веке: в виде строгой иерархии богов и предков, по-
читание которых людьми должно было обеспечивать со-
хранение Мирового порядка.
Древнейшие петроглифы выбивались на плоско-
стях, ориентированных лишь в определенном направлении.
Перед каждой из скал каньона в долине имеется место, откуда
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
77. Таңба ы кешені
I...,294,295,296,297,298,299,300,301,302,303 305,306,307,308,309,310,311,312,313,314,...730