294
прямоугольных грунтовых ямах. Умерших укладывали на
дно в слабо скорченном положении на левом боку, ориенти-
ровали чаще всего в сторону заходящего солнца – на запад.
В большинстве могил найдены целые костяки лоша-
дей. Во время исполнения погребального обряда помеща-
ли тушу жертвенного коня на перекрытии погребальной
камеры, как бы завершая этим актом всю церемонию. При-
чем, конечности животного или подгибались – тогда конь
как бы летел в галопе, или вытягивались – конь находил-
ся в покое.
Многие магические обряды андроновцев связыва-
лись с конем. Значение коневодства в степной зоне было
огромным, а у многих народов приношение в жертву этого
животного основывалось еще и на убеждении, что конь – это
спутник умершего, помогающий добраться ему до обители
предков и обрести новую жизнь.
Предметный мир могильника Бестамак отража-
ет структурное построение общины людей эпохи брон-
зы. Так, например, мужчина, в погребении которого най-
ден топор-тесло, имел отношение к высшей управленче-
ской страте. Топор – это маркирующий предмет, символ
правления, и обладатель его в данном сообществе представ-
ляет «формулу власти». Погребальный инвентарь – кусоч-
ки медной руды и шлаков, двухстворчатая форма для ли-
тья, сопло – глиняная трубка для нагнетания воздуха в ме-
деплавильный горн – соответствовал профессиональному
образу кузнеца-литейщика. Топор-тесло, втульчатый топор,
долото, терочник со следами охры, абразивы... Такой ком-
плект вещей свидетельствует об особом статусе члена об-
щины, возможно, жреца-старейшины.
Что касается женщины, то бронзовые браслеты и
перстни, оригинальные ожерелья с каменными бусинами
из бирюзы, халцедона, сердолика – все это радовало беста-
макских модниц. Головные уборы с золотыми подвесками и
накосными гарнитурами, украшенная бусами обувь опре-
деляли ведущие тенденции стиля одежды.
В погребениях могильника Бестамак найдено мно-
жество металлических изделий, которые могли изготов-
ляться сравнительно недалеко от него, например, на месте
нынешнего поселка Семиозерное II. Именно тут были вы-
явлены жилища-мастерские бронзолитейщиков. При рас-
копках мастерских найдены печи для плавки медной руды.
Исследование могильника было начато в 1991 г. коста-
найскими археологами В. Н. Логвиным и С. С. Калиевой. Се-
годня Бестамак продолжают изучать их ученики и коллеги.
«Андронов дәуіріндегі әйел адамның» бюсті. Біздің заманымызға
дейінгі ІІ мыңжылдықтың ортасындағы Алексеевский
қорымынан табылған андронов заманынындағы бас сүйек
бойынша әйел бетіне жасалған пластикалық реконструкция
Бюст «Андроновка». Пластическая реконструкция лица
женщины андроновского времени по черепу из могильника
Алексеевский середины II тысячелетия до нашей эры
Рудный қаласының шетіндегі қола дәуіріндегі Алексеевский
кешені. Қазіргі көрінісі
Общий вид Алексеевского комплекса эпохи бронзы
на окраине города Рудного. Современное состояние
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
25. Жоғарғы Тобыл маңының қола дәуірі
I...,284,285,286,287,288,289,290,291,292,293 295,296,297,298,299,300,301,302,303,304,...586