490
Қызылкент лама бұтханасы. XVII ғасырдың ортасы.
Қайта қалпына келтіру жұмыстарынан
кейінгі тас ғимараттардың қалдығы
Ламаистский монастырь Кызылкент. Середина XVII века.
Руины каменных зданий после реставрации
Бұтхана маңындағы жартасты үңгірлер
Панорама скальных гротов в округе монастыря
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
45. Қызы кент лама бұтханасы
буддийского культа, обычно производилось незадолго до на-
чала возведения стен ламаистского монастыря или кумирни
и представляло собой первоначальную фазу храмового стро-
ительства. Поэтому наиболее вероятной датой основания
Кызылкента следует считать 1644 г.
Кундолон-Убаши кочевал в Кентском горном масси-
ве до середины 1640-х гг., но потерпев в 1646 г. в местечке
Ухарлик поражение от правителя хошоутов Цэцен-хана (ум.
в 1680), перекочевал сначала в верховья Эмбы и Сырта, а в
1663 г. вместе с торгоутами – на левый берег Яика (Урала),
где вступил в российское подданство. В 1671 г. он вновь был
разбит Очирту-Цэцен-ханом и затем отправлен в Тибет, воз-
вращаясь откуда умер в пути в 1672 или 1673 г. Таким обра-
зом, построенный им в Кентских горах храмовый комплекс
функционировал не более трех-четырех лет, и уже со второй
половины 1640-х гг., после вынужденной откочевки Кундо-
лона-Убаши в южноуральские степи, начал медленно разру-
шаться, превратившись в руины к началу XIX в.
Ламаизм как региональная форма северного буддизма
начал формироваться с VII в., когда буддизм проник в Тибет.
Основная ее школа гелугпа («закон добродетели» – желто-
шапочный ламаизм) была основана в XV в. и распространи-
лась в Монголии, Бурятии, Джунгарии и Китае. Идеология
ее основывается на учении о трех ступенях пути (лам-рим)
с большим приоритетом ламы-учителя. Характерная черта
Тибет дәстүрі бойынша монастырлар әдетте өзен
жағасына тұрғызылады. Онда да дәстүр таудың күнгей
бетіне, өзеннің солтүстік жағасына салынуы ең қолайлы
деп есептелінді. Қызылкент монастырының топографи-
ясы осы талапқа сәйкес келді – тибеттік дәстүр сақталып,
үй-храмның басты кірер есігі оңтүстікке қарады. Геоман-
тия (тибетше –
ca-чe, sa-dpyad
– «Жерге жанасу») неме-
се ғимарат-ғибадатханалы ландшафтпен үйлестіре ор-