492
Қызылкеніш шатқалы.
Бұтхана маңындағы жартас
Ущелье Кызылкеныш. Вершина одной из скал
в окружении монастыря
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
45. Қызы кент лама бұтханасы
бұрыштық баған-тіректерді әшекейлеуге сәндік деталь-
дарды қолдану, бағандық құрылымнан тұрады. Төбесінің
жазық немесе шатырша етіп жабылуынан сырғауыл, баған-
түбірік, ағаш кесінділерінің қалдықтары сақталған. Орталық
ғибадатханаға кірер есікке дің маңдайша орнатылған.
Табылған темір скобалар, құлпы, қола бүркеншікті шегелер
онда есіктер болғанын білдіреді. Үйдің бірінші қабаты, сірә,
чтобы таковой стоял у южного склона горы и на северном
берегу реки. Топография Кызылкентского монастыря со-
ответствовала этим требованиям, как и сохранялась тибет-
ская традиция обращения входа главного здания-храма к
югу. Геомантия (по-тибетски
са-че, sa-dpyad
– «прикосно-
вение к Земле»), или искусство располагать здание в гармо-
нии с ландшафтом, была знакома строителям монастыря.
Возможно, что и сама гористая местность, образованная из
гранита – розового камня, который на закате приобретал
красноватый оттенок, – наглядно демонстрировала идею
поклонения священной горе Меру, этому важному символу
буддийского вероучения.
Еще одна особенность, которая как нельзя лучше спо-
собствовала священному бытию данного монастыря, – это
религиозная терпимость казахского населения. Здесь следует
отметить, что ламаизм был очень пластичен по отношению
к языческим культам. Напитывая свои ритуалы шаманисти-
ческим содержанием, он был созвучен сакральным представ-
лениям казахов. Путешественники отмечали, сколь трепетно
местные жители уже в наши дни относятся к этому полураз-
рушенному временем зданию, «…видят в нем святыню и при-
носят здесь в жертву конские волосы, овечью шерсть, старые