42
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
56. Қаялық қалашығы
углубление на месте клироса, там помещают сундук, длинный
и широкий, как стол, и за этим сундуком к югу ставят главный
идол, который я видел в Каракоруме, такой же величины, как
рисуют Святого Христофора... На этом сундуке, который напо-
минает собой стол, они ставят светильники и жертвы... Точно
так же у идолопоклонников, как у нас, есть большие колокола...»
Приведенная выше характеристика храма безуслов-
но свидетельствует о его буддийском характере. Особенно
точно описан «шире» – жертвенный стол. Подтверждает это
мнение и описание праздника, сделанное Рубруком: «Вой-
дя тогда в упомянутую кумирню, я нашел там жрецов идоль-
ских. Именно первого числа они отворяют свои храмы, и
жрецы облачаются. Возносят фимиам, поднимают светиль-
ники и возносят жертвы народа, состоящие из хлеба и пло-
дов». Действительно, 1 и 15-го числа лунного месяца буддий-
ские священнослужители в течение целого дня сжигают бла-
говония, приносят в жертву печенье, фрукты и воду, зажига-
ют лампады. Еще более конкретно о том, что этот храм был
буддийским, свидетельствует описание облачения священ-
нослужителей и богослужения.
Открытие буддийского храма на городище убеди-
тельно подтверждает мнение исследователей о тождестве
его с известным по письменным источникам городом Кая-
лык (Кайлак). Да, этот город занимал обширную территорию,
имел крепостные стены, своеобразную планировку. В нем
имелись буддийские храмы, мусульманские мечети и, судя по
описанию Рубрука, христианские церкви.
Ислам стал распространяться в Приджунгарье позд-
нее, чем на юге Казахстана и в Юго-Западном Жетысу, в до-
линах Таласа и Чу. Известно, что лишь в конце X в., после взя-
тия Тараза саманидами, христианская церковь в городе бы-
ла перестроена в мечеть. Аналогичный случай был и с цер-
ковью, превращенной в мечеть в городе Мирки. Официально
ислам стал государственной религией в Караханидском ка-
ганате в первой половине X в. Согласно легенде, записанной
историком, ислам принял Сатук Карахан, увидевший во сне
человека, который спустился с неба и сказал ему по-тюркски:
«Прими ислам для своего спасения в этом и в будущем мире».
По другой легенде – это был Сатук Богра-хан Абд ал-Керим,
умерший в 955/956 гг.
Принятие ислама способствовало распространению
в государстве караханидов мусульманской культуры и появ-
лению в городах мечетей, мусульманских некрополей и мав-
золеев. Среди них минарет Бурана, входивший в комплекс
мечети города Баласагуна, мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-
Манихейлік храмнан табылған он үш тармақты шырақ.
ХІІ–ХІІІ ғасырлар
Тринадцатирожковый керамический светильник
из манихейского храма. XII–XIII века
Қыш құмыра қалдығы. ХІІ–ХІІІ ғасырлар
Фрагмент керамического кувшина. XII–XIII века
Қыш ыдыс қалдығы. Иран импорты. ХІІ–ХІІІ ғасырлар
Фрагмент керамического сосуда. Иранский импорт. XII–XIII века