480
Сайраме был оставлен... Хийалык-ата, который 45 лет про-
поведовал истинную веру». Примечательно описание в этом
же источнике строительства в Сайраме мечети Искак-ба-
бом: «...он построил мечеть Чуба. На постройку мечети ушло
30 тысяч 500 алтын-золотых».
Наиболее древним из дошедших до нас раннеис-
ламских памятников является каменная колонна из мече-
ти Идрис-пайгамбара. Впервые на нее обратил внимание
писатель А. К. Гейнс, который проезжал через село Сайрам
в 1866 г.: «Внутри потолок (мечети) подперт многими де-
ревянными колоннами, среди которых наше внимание
остановилось на очень древней колонне из твердого пес-
чаника. По виду она напоминает маленькие колонны наших
древних церквей, утончающиеся к середине. На капители
какие-то клинообразные буквы. Г. и П. (спутники А. К. Гейн-
са. –
ред.
) нашли, что это старославянские буквы и на мой
вопрос, как они могли сюда попасть, отвечали, что колонна
могла быть привезена сюда в пору татарского погрома. За
разъяснениями этого вопроса мы обратились к почетным
сайрамцам, нас окружающим. “Эта колонна сделана одним
из сыновей Адама и ниоткуда не перевозилась, а тут же и
стояла”, – был их ответ».
Эта достопримечательность мечети привлекла вни-
мание многих исследователей. Интерес к колонне в зна-
чительной степени побудил выдающегося исследователя
древностей Средней Азии М. Е. Массона посетить селение
Сайрам и лично осмотреть ее. М. Е. Массону принадлежит
научное описание редкого памятника, который он датиро-
вал ІХ–Х вв.
Колонна высотой в два с половиной метра высечена
из желтого песчаника. На раструбе и в средней части вы-
сечены надписи, исполненные изящными и благородными
вариантами куфического почерка. Это обычные формулы
ислама. Впервые их перевел на русский язык востоковед
Н. И. Веселовский. Он осмотрел памятники Сайрама осенью
1884 г. и отметил в своем отчете: «...все мечети Сайрама пере-
строены недавно, и потому на них нет древних надписей,
а есть надписи пилигримов, посещавших святых. В мечети
Идриса заслуживает внимание одна колонна в галерее из
песчаника. На ней едва приметны какие-то узоры и арабские
слова: “Нет Бога, кроме Бога”, “Бог един, Бог владыка”».
Еще в начале ХХ в. колонна слыла чудотворной. Во
время отправления еженедельного зикра некоторые из его
участников вертелись вокруг каменного ствола, обхватив
его руками. М. Е. Массон описал ритуал, выполненный у ко-
Ыдырыс пайғамбар мешітіндегі ойма өрнекті тас бағана.
ІХ–Х ғасырлар. 1920-шы жылдардағы фотосурет
Резная каменная колонна из мечети Идрис-пайгамбара.
ІХ–Х века. Фотография 1920-х годов
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
92. Сайрам ескерткіштері
I...,470,471,472,473,474,475,476,477,478,479 481,482,483,484,485,486,487,488,489,490,...730