488
до нашей эры – первыми веками нашей эры, тогда как некро-
поль Жуантобе относится к периоду раннего средневековья
(IV–VIII вв.), и его материалы характеризуют погребальные
традиции местного населения в доисламскую эпоху. Раскопки
ведутся также на городище Жуантобе, где исследована жилая и
культовая застройка на цитадели VI–VII вв.
Грандиозный по своим масштабам Борижарский мо-
гильник известен давно. Первые раскопки здесь были прове-
дены в 1893 г. по инициативе представителя Императорской
Археологической комиссии в Туркестанском крае Н. П. Остро-
умова, и, судя по отчету, им были исследованы погребения в
склепах.
В дальнейшем здесь было раскопано около 80 назем-
ных погребальных сооружений. И хотя сейчас некрополь
Жуантобе наиболее изученный среди городских некрополей
раннесредневековой эпохи всего Южного Казахстана, в тол-
ковании полученных здесь материалов и наблюдений еще
много неясных вопросов.
Любой археолог знает, что все древние погребения были
ограблены и разорены за многие века до нас. Лишь счастливая
случайность может сохранить в них фрагменты золотых или
серебряных украшений. Так почему же столь притягательны
для специалистов древние кладбища и захоронения? Отнюдь
не призрачный блеск золотых сокровищ заставляет их вновь и
вновь возвращаться к ним. Куда более ценны и желанны другие
атрибуты погребального инвентаря. Это керамические сосуды,
изъеденные коррозией железные и бронзовые детали костюма
или утвари, оружие. И, конечно, сами погребальные сооруже-
ния и погребальный обряд, который можно реконструировать
на основе полученных данных. Именно они, обретенные в ходе
раскопок сведения и артефакты, открывают путь к пониманию
тех или иных вопросов истории.
Как это ни парадоксально, но через познание отноше-
ния к покойникам археология больше узнает о живой культу-
ре наших предков. Недаром ведь во всех древних религиях ка-
тегория «жизнь-смерть» занимала одно из центральных мест,
и все религиозные системы придавали и придают большое
значение трактовке вопроса жизни после смерти. Не случайно
на заре становления научного религиоведения происхожде-
ние той или иной религии связывалось с развитием верова-
ний в «загробную жизнь». Причем в отношении к покойникам
в древнем обществе наблюдаются два взаимопротиворечащих
мотива: стремление сохранить останки близкого человека в
предельно комфортных условиях и – как можно быстрее из-
бавиться от них.
Бөріжар қорымындағы (біздің заманымызға дейінгі соңғы
ғасырлар мен біздің заманымыздың алғашқы ғасырлары)
Жуантөбе моласы (IV–VIII ғасырлар)
Часть Борижарского могильника (последние века до нашей эры –
первые века нашей эры) с некрополем Жуантобе (IV–VIII века)
Қазба жұмысына дейінгі сағана орны
Один из склепов до раскопок
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
93. Бөр жар қорымы