494
Сүрметас. Тас таяқшалар (косметикалық қарындаштар).
VII–VIII ғасырлар
Сурматаш. Каменные палочки (косметические карандаши).
VII–VIII века
Темір пышақтар мен қанжарлар. VII–VIII ғасырлар
Железные ножи и кинжалы. VII–VIII века
Жебенің темір ұштары. VII–VIII ғасырлар
Железные наконечники стрел. VII–VIII века
Например, в зороастризме не принято отправлять
умершего в последний путь одетым в свою обычную одежду,
с личными аксессуарами, украшениями, запасами питья и еды.
Но ведь именно это мы наблюдаем при расчистке склепов Жу-
антобе и других могильников. Здесь мы находим железные и
серебряные поясные пряжки и накладки, фрагментыжелезного
оружия, рассыпанные женские украшения, керамические со-
суды и т. д.
Зороастрийский канон не предписывал проявления
особой заботы о сохранности костей скелета покойного. А
при раскопках борижарских захоронений мы видим, как их
погребали в отдельных керамических сосудах, специальных ке-
рамических, каменных или алебастровых урнах или же просто
заворачивали в материю, как это делали, скажем, и на берегах
Зарафшана, Сырдарьи, Таласа и Чу. Их просто оставляли лежать
на склонах специально выбранной горы (холма) или в более
позднее время сбрасывали в общую яму внутри сооруженной
для этого и изолированной постройки – дахмы.
Последователи Зороастра отдавали тело умершего на
съедение животным и птицам. Если это происходило быстро,
то видели в этом особую благосклонность богов к покойнику.
В наземных же склепах трупы долго лежали изолированными
как от зверей и людей, так и от природных стихий до полной
естественной скелетизации. После этого в определенный тра-
дицией день их собирали в керамический сосуд или урну, а за-
тем окончательно хоронили в потайном месте.
Эти и другие многочисленные отличия не позволяют
говорить о бытовании зороастрийских обычаев в Борижаре,
да и в других регионах Средней Азии.
В науке существует несколько гипотез, которые рекон-
струируют погребальный обряд, отождествляя его с той или
иной религией, обосновывая происхождение наземных по-
гребальных построек, датируя время их появления. Но все они
не безупречны и нуждаются в подтверждении таким массовым
археологическим материалом, который предоставляют нам
раскопки на Борижарском некрополе.
Экспозиция Южно-Казахстанского областного музея
регулярно пополняется коллекциями всевозможных находок,
подтверждающих высокое искусство местных ремесленни-
ков. Керамические сосуды явно местного производства свиде-
тельствуют о том, что гончары на Арыси, создавая красивую
и практичную посуду, работали на уровне ремесленных тра-
диций древних гончарных центров Средней Азии. О высоком
мастерстве наших предков говорят также образцы разнообраз-
ного железного оружия. Немало на хранении также находок,
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
93. Бөр жар қорымы
I...,484,485,486,487,488,489,490,491,492,493 495,496,497,498,499,500,501,502,503,504,...730