666
Жаңадария өзенінің кепкен арнасы.
Қарсы бетте Сырлытам кесенесі
Вид сухого русла реки Жанадарья.
На противоположном берегу – мавзолей Сырлытам
степени для того, чтобы судить об их первоначальном об-
лике, представляют особую ценность. Поэтому значение
двух уцелевших золотоордынских мавзолеев Восточного
Приаралья усиливается тем, что благодаря высокой степени
сохранности они дают достаточно полное представление о
двух основных типах мавзолеев знати этого периода. Оба
представляют собой однокамерные портально-купольные
мавзолеи, и принципиальное отличие их друг от друга за-
ключается только в конструкциях купольного перекрытия.
Один перекрыт одинарным сфероконическим куполом на
невысоком круглом барабане, другой же имеет купольное
перекрытие с двойной оболочкой, где внутренняя оболоч-
ка имеет форму сфероконуса, а внешняя выполнена в виде
«шатра» – восьмигранной пирамиды на восьмигранном же
барабане. Первый находится в 25 км к югу от поселка Инкар-
дарья, на берегу сухого русла протоки с тем же названием,
второй – значительно севернее, на берегу реки Жанадарьи,
в 16 км от небольшого поселка Тогай.
Примечательно, что расположенные на значительном
удалении друг от друга, оба они имеют одинаковое название
– Сырлытам. М. К. Сембин, анализируя значение некоторых
наиболее часто встречающихся названий архитектурных
памятников, писал: «С декоративной росписью в интерьере,
резной терракотой в облицовке фасадов следует связывать,
в частности, Сырлытам (сырлы – расписной, расписанный).
Мавзолеев с таким названием в Казахстане несколько и рас-
положены они в различных районах страны (Акмолинская,
Костанайская, Кызылординская области)». Нарицательные
наименования, как правило, появляются у мавзолеев, утратив-
ших собственное имя, т. е. в случаях, когда история не сохра-
нила до наших дней имена тех, кто в них похоронен. Впрочем,
в отношении мавзолея Сырлытам, расположенного на реке
Инкардарья, это не совсем верно. Не дошедшая до наших
дней надпись на резных терракотовых плитах П-образного
пояска, обрамляющего входную нишу его портала, отражена
на рисунке главного фасада мавзолея, сделанном Толепбер-
геном Джилкибаевым в 1900 г. по поручению В. А. Каллаура
и опубликованном в Протоколах Туркестанского кружка лю-
бителей археологии. На рисунке в этой надписи отсутству-
ет начало и конец, так как плиты в нижних концах пояска и
тогда уже были утрачены. М. Е. Масон и Г. А. Пугаченкова опу-
бликовали уточненный вариант прочтения надписи: «Жизнь
неопытная скрылась с благостью в начале сафара года 698. И
дух отдала ради отбытия из вместилища тленности в обитель
вечности целомудренная сила, честная, начало добрых дел,
біздің заманымызға дейін онда жерленгендердің атын (яғни
жеке есімін жоғалтқанда) сақтамаған жағдайда шығады.
Дегенмен, Іңкәрдария өзенінде орналасқан Сыр-
лытам кесенесіне қатысты, бұл мүлде дұрыс емес. Оның
порталының кіре беріс қуысын көмкерген П түріндегі
белдеудің күйдірілген сары саз оймаларындағы бізге дейін
жетпеген жазу В. А. Каллаурдың тапсырмасы бойынша
1900 ж. Төлепберген Жылқыбаев жасаған суретте бейнелен-
ген және Түркістандық археология әуесқойлары үйірмесінің
хаттамаларында жарияланған. Онда бұл жазудың басы мен
аяғы жоқ, белдеудің төменгі жақтарындағы тақтатастар сол
кезде-ақ жоғалған. М. Е. Масон мен Г. А. Пугаченкова оқылған
жазудың нақты нұсқасын жариялады: «698 ж. сафар басы
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
08. Шығыс Арал маңының Алтын Орда кесенелері