660
Жаңадария өзеніндегі Сырлытам кесенесі. XIV ғасыр
Мавзолей Сырлытам на реке Жанадарья. XIV век
көбірек көңіл бөлген. Архитектуралық ою-өрнек салыс-
тырмалы түрде байлығымен ерекшеленіп тұрған жағдайда
да, ол ғимараттың жалпы айқындығын төмендете алмады.
Шындығында қабырғаның беті тек декормен қатар қандай
да бір архитектуралық элементтермен бірге сирек кездеседі,
барлық сәнді әшекейлері өзге қасбеттермен салыстырма-
лы түрдегі негізгі рөлі мен оның пропорциясына ерекше
көңіл аударта отырып порталға шоғырландырылады. Алтын
Орда кесенелерінің көпшілігінің порталдары өте жіңішке
жапсарлы өңделген қаптауыш кірпіштерінің қалыңдығы
кейде небәрі 2–3 мм болады. Портал композициясының
орталығы әрдайым терең сүйір аркалы қуыс болып табыла-
ды, онда кесенеге кірер жер орналасқан, ал архитектуралық-
декоративтік безендірудің негізгі әдістері – кіре беріс қуысты
көмкерген бір-біріне кіріктіріле тереңдетілген П түріндегі ра-
Одной из основных общих архитектурных особенно-
стей мавзолеев золотоордынского периода является простота
объемно-пространственной композиции и логичность текто-
ники зданий. Все сохранившиеся памятники этого периода
построены из обожженного кирпича и представляют разви-
тый тип однокамерного портально-купольного мавзолея, где
портал, хотя и не слишком массивный, занимает весь главный
фасад и поднимается на значительную высоту относительно
верха кровли. Для обеспечения устойчивости верхней ча-
сти порталов с их тыльной стороны на кровле устраивались
контрфорсы. Строители этих мавзолеев уделяли объемно-
пространственной композиции больше внимания, чем де-
коративному оформлению – даже в тех случаях, когда архи-
тектурный декор отличался относительным богатством, он не
уменьшал ясности общей композиции здания. Как правило,
все декоративное убранство было сосредоточено на портале,
подчеркивая его пропорции и главную роль по сравнению с
другими фасадами, где поверхности стен были лишены не
только декора, но и вообще каких-либо архитектурных эле-
ментов. Порталы большинства мавзолеев золотоордынского
периода имеют облицовку шлифованным кирпичом с очень
тонкими швами, иногда толщиной всего в 2–3 мм. Центром
композиции портала всегда является глубокая стрельчатая
арочная ниша, в которой располагается вход в мавзолей, а
основным приемом архитектурно-декоративного оформле-
ния – вписанные друг в друга заглубленные П-образные ра-
мы-пояски, обрамляющие входную нишу. Они, как правило,
заполнялись неполивными резными терракотовыми плитами
с растительным и эпиграфическим орнаментом, которые и
составляли главный компонент декоративного убранства зда-
ния. В противоположность порталу, ровная гладь кирпичной
кладки других фасадов придавала суровую простоту всему ос-
новному объему здания – четверику, по форме обычно близ-
кому к кубу с легким сужением кверху и увенчанному куполом,
установленным на простом круглом или граненом барабане.
Судя по редким находкам обломков плиток с голубой поли-
вой, купола мавзолеев этого периода могли иметь облицовку.
К концу XIV в., в период заката Золотой Орды, цветная глазурь
получает особенно широкое распространение.
Кто строил эти мавзолеи в степи и кто в них по-
хоронен? В известных ученым письменных источниках
сведений об этом почти нет. Практически единственным
исключением в этом отношении является «Чингиз-наме»,
сочинение хивинского автора XVI в. Утемиш-хаджи, где
рассказывается об одном эпизоде, относящемся к перио-
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
08. Шығыс Арал маңының Алтын Орда кесенелері