Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
122. Бөкейорда қорық-мұражайы
мы. В годы советской власти бревенчатый мазар был разру-
шен. Покойный имам сайхинской мечети Ашенов рассказы-
вал отдельным ее посетителям, как ураганный ветер носил
по степи навершие ханского мазара. И только с приобрете-
нием Казахстаном независимости хану Жанг иру был уста-
нов лен ве личес твенный мавзолей из о с лепите льно бе ло -
го песчаника, рядом с которым позже появились мавзолеи
и дру г их сынов Бу кеевской орды. Среди них особо выде-
л яе тс я мавзолей одног о из первых вып ускников ханско -
ставочной школы Салыка Бабаджанова, известног о г еог ра-
фа, этнографа и общественного деятеля.
Бу кеевс ка я орда была бог ата та лантливыми людь -
ми. До с таточно вс помнить о с новоположников каза хс кой
музыки – с ултана Дауле ткерея Шиг аева, великого Ку рман-
г азы Саг ырбай улы, Сейтека Оразаулы, Макара Жапарова;
блес тящих музыкантов-исполните лей – Дин у Ну рпеисову,
Наушу и Габдул-Хакима Бу кейханова; поэтов Шангерея Бу-
кеева, Гумара Карашева, Илеусиза Бюйрина. И, конечно же,
Махамбета Утемисова. Его домбра звенела, а стихи его зву-
чали призывом к борьбе во время восстания 1836–1838 гг.
Мног ие бу кеевцы, как и предводите ли восстания, не при-
няли и не смогли должным образом оценить реформы ха-
на Жанг ира, спасавшие кочевников от притязаний у ра ль-
ских казаков на спорные земли Камыш-Самарских озер и
бог атые пастбища рек Большого и Малого Узеней. Махам-
бет Утемисов гневно обличал в стихах хана за утвержден-
ный им налог, известный как «клок шерсти», на продавае-
мую бог атыми скотоводами шерсть: «с бог атых – поболе,
со средних – по достатку, а малоимущих освободить от на-
логового бремени». Кто знает, может быть и верны старые
с лу хи о любовных притязаниях поэта к жене хана Фати-
ме? Если нет, то тогда о чем загадочные строки Махамбета:
«мне бы ханских жен, что ханикей прекрасней»? Теперь же,
как должно быть, в Ординском музее с экспозициями о Ма-
хамбете Утемисове и Исатае Тайманове мирно соседствуют
многочис ленные документы и письма Жанг ира, по-новому
высвечивающие де яте льно с ть хана-р еформатора, позвол я-
ющие переоценить его личность.
Особенно хорошо предс тавлены в музее революци-
онный период и гражданская война. Букеевская орда была
р ег иона льным центр ом пер е ломных ис торичес ких со бы-
тий тех лет, своего рода представителем Октября в Казах-
стане. Отсюда вполне понято, почему она стала родиной
первых ру ководите ли сове тской влас ти: Сейтка ли Менде-
шева, Габдул-Хакима Бу кейханова, Ишанг али Мендыханова,
88
Жәңгір училищесі. ХХ ғасырдың басындағы фотосурет
Жангировское училище. Фотография начала XX века
Халықтық білім беру мұражайы
(Хан ордасындағы бұрынғы мектептің ғимараты). ХІХ ғасыр
Музей народного образования
(здание бывшей школы в Ханской ставке). XIX век
Құсни қыздар мектебі. ХІХ ғасырдың соңы –
ХХ ғасырдың басындағы фотосурет
Женская школа Хусни. Фотография конца XIX – начала XX века