246
терілері жабылған. Бір сөзбен айтқанда, жанға жағымды әсер
қалдырады».
Көп жылдан кейін, Шоқан қайтыс болған соң, бұл үй-
жайда оның жақын досы, пікірлесі және кадет корпусындағы
курстасы Григорий Потанин болды. Сырымбет қыстауы мен
оның тұрғындары туралы 1896 ж. жарық көрген мақаласында
сипаттап жазды. Онда Шоқан әкесінің үй-жай төңірегіне
Шоқанмен бірге қалай аллея отырғызғаны туралы жеке
әңгіме, оған қоса осы жердің ғажайып табиғатының кейбір
көріністері баяндалады.
Омбыда оқып жүрген кезінде Шоқан Уәлиханов
Сырымбетке жазғы демалыстарында келіп тұрды. Шоқан
мұраларын зерттеуге көптеген жылдарын арнаған ака-
демик Әлкей Марғұланның айтуы бойынша, Сырым-
бетте келіп жүргенде өз халқының өмірін терең білуге
мүмкіндіктер алған. Туған ортада болғанда ол өзінің
сүйікті оқытушысы Николай Федорович Костылецкийге
қазақ әндерін, ертегілері мен аңыздарын жинап, жіберіп
тұрды, өзі кішкене күнінен сөйлеп өскен тілді терең игерді
және өз руластарының қысқа қайырып, тауып сөйлейтін
шешендігіне сүйсіне қарады.
Известно, что после смерти Айганым в 1853 г. в уро-
чище Сырымбет переехал ее старший сын Чингис. Недалеко
от того места, где еще недавно была усадьба матери, он по-
строил себе дом, а позже обратился в Пограничное управ-
ление с просьбой выделить средства для строительства в
урочище Сырымбет мечети. После нескольких лет перепи-
ски согласие на строительство было получено, но при усло-
вии, что предварительно будет предоставлен проект. Веро-
ятно, проект новой усадьбы помог составить его сын Чокан,
который только что окончил Омский кадетский корпус, где
проходил курс архитектуры, черчения и топографии. По
мнению Т. Н. и Н. В. Турекуловых, некоторые детали эски-
зов говорят о желании Чокана сделать новое поместье по-
хожим на усадьбу Айганым, с которой у него было связано
множество воспоминаний детства.
Усадьба Валихановых была уникальным и непривыч-
ным для Казахстана образцом жилого комплекса. По типу
строений (исключая мечеть и медресе), планировке поме-
щений (разделение на жилую и хозяйственную зоны), рас-
положению вблизи водоема и леса она представляла собой
русскую дворянскую усадьбу XIX в. Усадьба Сырымбет сы-
грала важную роль в распространении просветительских
идей и культуры в казахской степи. Во многом повлияла она
и на становление личности Чокана. Здесь постоянно прохо-
дили айтысы (состязания) певцов и музыкантов, выступа-
ли знаменитые акыны-импровизаторы Биржан-сал и Ахан-
серэ, всем известные кобызист Курумбай Кангожин, певец
Коке Альджанов; сюда заезжали русские путешественни-
ки, ученые-ссыльные, инженеры-геодезисты. В разные го-
ды в ней гостили поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, работавшие
в Пограничном управлении сибирских казахов декабристы,
студенты Казанского университета и др.
В воспоминаниях известного администратора За-
падной Сибири А. К. Гейнса (1865) подробно описан при-
родный ландшафт усадьбы и интерьер жилого дома. «Две
живописные горы, покрытые бором, закрывают его усадь-
бу. Пронесшись по каменистому подъему и спуску, мы уви-
дели несколько домиков во вкусе наших помещиков сред-
ней руки, а посередине – мечеть.
В середине дома, занимаемого Чингисом с же-
ною, убранство восходит к помещичьему. В зале – ор-
ган, играющий до 12 пьес, зеркала в простенках, брон-
зовые канделябры с хрустальными подвесками, такие
же бра; маленькие шелковые портьеры на дверях, обши-
тые тонким, но широким аргамантом. В гостиной вме-
Шыңғыс Уәлиев үй-жайының сұлбасы.
1991 жылғы реконструкция
План усадьбы Чингиса Валиева. Реконструкция 1991 года
с
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
20. Шоқан Уәлихановтың «Сырымбет» мұражай-үй-жайы
I...,236,237,238,239,240,241,242,243,244,245 247,248,249,250,251,252,253,254,255,256,...586