318
три-четыре десятка камнерезных стел и надгробий, изготов-
ленных из привозного мраморовидного камня, и небольшое
количество типичных западно-казахстанских кулпытасов из
известняка. На многих из них выгравированы арабскими бук-
вами различные надписи, составленные на казахском языке.
Полулегендарные боевые подвиги и целый ряд обще-
признанных политических заслуг хана Абулхаира изначально
явились естественной первопричиной обожествления его име-
ни в казахском народе. Так, год спустя после смерти хана Млад-
шего жуза оренбургский губернатор И. И. Неплюев сообщал в
Коллегию иностранных дел, что «уже и ныне он, Абулхаир-хан,
акиб за святого у них признавается, и разные чудеса над моги-
лою ево быти разглашают». Вслед за ним оренбургский пере-
водчик Я. Гуляев, в свою очередь, доносил в губернскую канце-
лярию, что, по словам многих казахов, прошедшей зимой неко-
торым старшинам, кочевавшим вблизи могилы Абулхаира, «яко
во сне учинилось благополучное объявление». Поэтому они со
своими родами «в тутошних местах нынешнею зимою со всем
скотом остались и препроводили зиму без дальних зимних не-
спокойств благополучно».
Тенденция сакрализации имени и самого места за-
хоронения Абулхаира среди казахского народа еще больше
усилилась в связи с загадочными обстоятельствами смерти
главного врага хана султана Барака и скорой гибелью все-
го его ближайшего окружения, почему казахи, по сведениям
оренбургских чиновников, «умершего Абулхаир-хана … на-
зывали богоугодником». К мистическим атрибутам умерше-
го правителя, как святого мученика за благополучие народа,
добавился в эти годы ореол его богоизбранности Аллахом,
якобы ниспославшим свою небесную кару на убийц этого
земного исполнителя всевышней воли.
Как бы в подтверждение совершенной естественно-
сти таких сакральных чувств и умонастроений казахов, за
недолгие двадцать лет со дня погребения Абулхаира толь-
ко на его могиле выросло среди окружавшего ее оголенно-
го пространства высокое многоствольное дерево, покрывав-
шее своей развесистой кроной основную часть надгробно-
го сооружения. Казахи, кочевавшие в торгайских степях, счи-
тали, что это необыкновенное дерево было ниспослано им
исключительно по воле всемогущего Аллаха и приписывали
ему творение разных «чудес», но на самом деле к появлению
легендарной ветлы на ханском некрополе имели непосред-
ственное отношение взрослые дети «святого избранника».
Так, в ознаменование первой годовщины со дня смер-
ти Абулхаира сыновья и племянники хана посадили на его
көтерер еді. Бірақ 1748 ж. 15 тамызда Өлкеяқ өзені мен
Торғай өзенінің аралығындағы жерде оны ең басты саяси
бақталасы, Әбілқайырдың қазақ жүздері арасындағы саяси
ықпалының өскеніне жол бергісі келмеген Орта жүз сұлтаны
Барақ өлтіріп кетеді.
Әбілқайыр хан Ор бекінісінен 450 шақырым оңтүстік-
батысқа қарай Өлкеяқ пен Қабырға өзендерінің қосылатын
жеріне жақын орынға жерленген. Оның жерленетін ор-
ны ханның өзінің «денемді ешқайда апармай-ақ, қай жер-
де өлсем, сол жерге қойыңдар» деген қалауы бойынша
орындалған. Әбілқайырдың әйелі мен балалары оны соңғы
сапарына нағыз батырға лайық аттандырған: салтанатты
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
27. Хан моласы
Орта жүз қазағы. 1771 жылғы сурет
Казах Среднего жуза. Рисунок 1771 года
I...,308,309,310,311,312,313,314,315,316,317 319,320,321,322,323,324,325,326,327,328,...586