430
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
39. Баянауыл – жыраулар мен ақындар бесігі
Баянауыл таулары. Ақындарға, суретшілер мен
композиторларға шабыт беретін Баянауыл табиғаты
Баянаульские горы. Величие природы Баянаула и сейчас служит
источником вдохновения поэтам, художникам и композиторам
Сұңқар ұстаған аңшылар. 1878 жылғы фотосурет
Охотники с соколами. Фотография 1878 года
Баянауыл ауылындағы Бұқар жырау (1693–1787) ескерткіші
Памятник Бухар-жырау (1693–1787) в ауле Баянаул
такие музыкальные жанры, как марш, вальс, мазурка. Впослед-
ствии европейская и русская музыка оказали значительное
влияние на творчество композитора, произведения которого
отличаются большим своеобразием и оригинальностью. Му-
зыкальный фольклорист А. В. Затаевич, впервые опубликовав-
ший произведения Жаяу Мусы, в своем примечании к ним дал
следующую характеристику их создателю: «Жаяу-Муса (пеший
Муса илиМуса-ходок) – известный казахский певец и слагатель
песен (акын), рода айдабол в Баянаульском районе Павлодар-
ского уезда Семипалатинской губернии. Кажется, жив до сих
пор, но стар. Прозван “пешим” потому, что по бедности сло-
нялся со своим искусством по степи пешком, что для казаха,
прирожденного всадника и наездника, считается последним
делом. Тем не менее, скоро приобрел большую популярность и
сделался желанным гостем богатых казахов, играл больше не на
домбре, а на скрипке, подобно певцам татарам. …В творчестве
Мусы …царит мало свойственная казахам легкомысленная ве-
селость и балагурство. Его легкие, беззаботные и как бы подза-
доривающие мелодии чаще всего укладываются в двухдольный
однородный метр (тоже татарская черта), в котором отчекани-
ваются до конца, так и напрашиваясь на “гитарный” для себя
аккомпанемент и как бы приглашая к танцам (которых вообще
у казахов не существует). Хорошо, оказывается, известен обо-
ротливому Мусе и ритм мазурки».
В целом же музыкальное творчество композитора
неординарно и многогранно как по форме, так и по содер-
жанию. По словам его биографа А. К. Жубанова, Жаяу Муса
– самобытный казахский композитор, и песни его «невоз-
можно отделить от казахской музыки. Знание русского языка,
знакомство с музыкальной культурой русского народа обо-
гатили музыкальный словарь Мусы. И то, что он сопровождал
свои песни игрой на скрипке и гармони, прибегал к “чисто”
инструментальному аккомпанементу, к бессловесной музы-
кальной характеристике, расширял возможности звукового
живописания, ни в коей мере не искажало “дух” казахской
музыки, а только обогатило, украсило творчество Жаяу Му-
сы. Жаяу Муса – поистине народный композитор, крупный,
многогранный музыкальный деятель».
Творчество Жаяу Мусы органически вобрало в себя
лучшие музыкальные традиции казахского народа. Основным
источником вдохновения для него послужили произведения
народных акынов, певцов и композиторовЖанака, Котеша, Жа-
рылгапберды, Култумы, Биржана, Асета. Одни его песни страст-
но обличают притеснителей народа («Хайлау», «Толгау», «Плач
теленка», «Плач узника», «Суюндык»), другие – трогательно и
I...,420,421,422,423,424,425,426,427,428,429 431,432,433,434,435,436,437,438,439,440,...586