546
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
50. Алаша х н кесенесi
өзені бойында жазғы көш кезінде Алаша хан қайтыс болып,
оны сол өзеннің жағасына жерлеген…» Н. И. Красовскийдің
«оңтүстік-шығыс болыстарда Алаша хан есімі Қаракисяк
хан, Юсун және … Қасым хан болып өзгереді». Алаша хан-
ды Жошының әкесі деп, Шыңғыс ханмен теңестірілетін де
аңыздар бар деген ескертулері де қызықты.
Тарихқа белгілі тұлғаның аңыздарда кездесуі
мен орта ғасыр дәуіріндегі шынайы жаңғыртулар
зерттеушілерді Алаша хан тұлғасы туралы ойлануға
мәжбүр етеді, бірақ олардың болжамдары әлі де тала-
сты сауал тудыруда. Кесененiң тұрғызылу мерзімі тура-
лы ғылыми негізделген қорытынды әлі шығарылған жоқ,
алайда қазіргі кезде көп зерттеушілер оның тұрғызылу
уақыты Қазақ хандығының құрылуы мен қазақтың мем-
лекет болып қалыптасуы тұсына сәйкес келеді деп есептеп
хана, он назначил предводителем в каждую сотню одного из
трех своих сыновей, чтобы они попытались самостоятельно
вырваться из плена и добраться до родных мест. Как пове-
ствует легенда, первым это сумел сделать его средний сын
Даир-ходжа, «…отчего и приобрел влияние на остальных две
сотни или, все равно, две орды, сбросившие иго бухарцев
позднее Средней. Даир-ходжа вскоре освободил из плена
своего отца; но последний уже не принимал прежней вла-
сти, а спокойно проживал в Улутавских горах, где были его
зимовки. Во время летних перекочевок, по реке Каракенгир,
Алача-хан умер на берегу этой реки, где и похоронен…» Ин-
тересно и упоминание Н. И. Красовского о том, что «в юго-
восточных волостях имя Алача-хана заменяется Каракисяк-
ханом, Юсуном и, наконец, именем… Касым-хана». Есть также
легенды, где Алаша-хан выступает в роли отца Жоши (Джучи)
и его образ явно отождествляется с самим Чингис-ханом.
Звучащие в легендах имена известных в истории лиц
и отголоски реальных событий эпохи средневековья застав-
ляли исследователей задумываться над вопросом о лично-
сти Алаша-хана, но все предложенные ими варианты ответа
пока остаются спорными. Нет пока и строго обоснованного
заключения о времени строительства мавзолея, хотя в по-
следние годы многие исследователи отдают предпочтение
его датировке временем образования Казахского ханства и
становления казахской государственности. В пользу этого
предположения свидетельствуют и тамги, обнаруженные на
некоторых кирпичах древней кладки при работах по укре-
плению и частичной реставрации мавзолея в 1989–1990 гг.
На одном из кирпичей вырезана тамга чингизидов. На не-
скольких других изображена тамга аргынов. Есть в кладке
мавзолея и кирпичи с тамгами других племен и родов, ведь
не напрасно же народная память связывает имя Алаша-хана
с идеей объединения племен.
В архитектуре мавзолея Алаша-хан отчетливо выра-
жен принципиальный отход от традиций, сложившихся в
мемориально-культовой архитектуре золотоордынского пе-
риода, и возврат, возможно намеренный, к более древним об-
разцам. Вместе с тем, хотя некоторые его конструктивные и
декоративные приемы восходят к известным памятникам до-
монгольского времени, здесь они использованы в сочетании,
не встречающемся ни на одном из них. В этом проявились
талант, смелые творческие поиски и новаторские решения
мастера. В то же время многие признаки свидетельствуют о
том, что исполнители его замысла – люди, руками которых
было построено это здание, – не имели большого опыта не
Дүзен Сандыбаев кесенесі – Алаша хан кесенесінің кішірейтілген
«көшірмесі». ХІХ ғасыр. Оңтүстік-батыс көрінісі
Мавзолей Дузена Сандыбаева – уменьшенная «копия» мавзолея
Алаша-хан. XIX век. Вид с юго-запада