Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
128. Үстірттегі сармат ғибадатханалары
нен с тр е лами б е з опер ени я. С у щес твуе т мнение, что на
г о ло в е в с е х и з в а я ний и з о б р а же н к ас ко о б р а зный кожа-
ный шлем.
Вероятно, в IV–III вв. до н. э. произошли события,
прив е дшие к тр а нсформа ции в ер ова ний кочев ог о насе -
ления. В этот период ту пкараг анские храмы превращают-
с я в ко с техрани лища, причем че ловечес кие ко с ти о с во -
бождены от плоти. Вместе с костями здесь клали предме-
ты вооружения и быта, украшения, глиняную посуду – все,
что сопу тствова ло душе умершег о в потустороннем мире.
Столь резкие перемены в ре лиг иозных воззрениях могли
быть обус ловлены сменой насе ления. В ис торических ис-
точниках этого времени у поминае тся новое кочевое объе-
динение – даи (дахи). Сведения об этом народе крайне скуд-
ны и запу танны. Описывая восточный берег Каспийског о
моря, Страбон упоминал воинственных кочевников под на-
званием даи, по прозвищу апарны, которые ос уществляли
набеги на Гирканию, Несею и Парфию.
Очевидно, у даи был сильно развит культ г ероиче-
с ких пр е дков, что воп ло ти ло с ь в пр екрас ных образца х
кочевнической скульпт у ры. Каменные изва яни я IV–II вв.
до н. э. в б ольшом количес тве вс тр ечаютс я на север о -
западном и северном Ус тюр те, по соседс тву с ос татками
культовых построек более раннег о времени. Грандиозные
комплексы устюртских святилищ формировались на пу тях
сезонных перекочевок д л я проведени я важных ка лендар -
ных праздников, связанных в первую очередь с весенним
и осенним равноденствием.
Вероятно, в III–II вв. до н. э. на территории Мангыс
тау вмес те с и де ями зор оас тризма рас пр о с тран яе тс я об -
р я д за хор оне ни я очище нных ко с те й у ме рши х в с пе ци-
альных сос удах – осс уариях. Но здесь они заменялись не-
б о льшими ящиками с крышкой, с ложенными из камен-
ных плит. Эта традиция пришла из южных, сопредельных
с Манг ыс тау территорий, в час тнос ти из оазисов древне-
го Хорезма.
Кто были люди, ос тавившие эти храмы-святилища,
пог р еба льно -помина льные со ору жени я в запа дной час ти
казахских степей, на каком языке они говорили? Наличие
собственной письменности у ранних кочевников пока не
выявлено, поэтому нельзя сейчас установить, как обитате-
ли ара ло -каспийских и южнопри у ра льских с тепей назы-
вали себя. Однако письменные свидетельства их соседей и
современников: ассирийцев, персов, г реков, римлян, китай-
цев – позволяют отчасти решить и эту проблему.
оссуарияға жерлеу дәстүрі кеңінен таралады. Дегенмен олар
мұнда тас тақтадан құралған шағын қақпағы бар жәшікпен
алмастырылды.
Бұл
дәстүр
ежелгі
Хорезм
жазирасынан,
Маңғыстау аумағынан, оңтүстіктен келді.
Мұндай
ғибадатханаларды,
жерлеу-еске
алу
құрылыстарын
қазақ
даласының
батыс
бөлігіне
қалдырған
адамдар кім, олар қай тілде сөйледі? Ерте көшпенділердің
жазбалары
әлі
анықталмады,
сондықтан
арал-каспий
мен
оңтүстік
орал
маңын
мекендеушілер
өздерін
қалай
атағаны туралы айта алмаймыз. Алайда көршілері мен за-
152
Қызыұйық ғибадатханасындағы
храмның ішкі бөлмесіндегі кіреберіс ойығы.
Біздің заманымызға дейінгі І мыңжылдықтың ортасы – соңы
Входной проем внутреннего помещения храма святилища
Кызылуйык. Середина – конец I тысячелетия до нашей эры