От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
130. Памятники архитектуры кочевников Мангыстау и Устюрта
с я, согласно по с ле дней у точненной датировке археолог а
А. Е. Астафьева, к XIV в. – времени господства Золотой Орды
и нача ла активног о распрос транения ис лама среди мес т-
ных кочевых племен. В числе немногих сохранившихся па-
мятников этого периода – портально-ку польные мавзолеи
Коккумбет на полуострове Бузачи и Космола на Устюрте.
В п е р и о д п о з д н е г о с р е д н е в е ко в ь я п о р т а л ь н о -
ку польные мавзолеи ус т у пают мес то дру г им типам мон у-
ментальных сооружений. Характерной приме той того вре-
мени стало появление «башнеобразных» мавзолеев со сте-
нами, выложенными сплошной к ла дкой из тесаног о кам-
ня, с узкими и низкими входными проемами, без куполов и
порталов, без стрельчатых арочных ниш и других привыч-
ных атрибу тов среднеазиатских мавзолеев. Все э то озна-
ча ло о тход о т привнесенных извне общеприн ятых кано -
нов исламской архитектуры и утверждение местных тради-
ций, уходящих корнями в далекое прошлое. Яркий пример
таког о соору жения – мавзолей на некрополе Кенты-баба.
На с ледующем этапе развития начиная с XVIII в. ку поль-
ные со ору жени я вновь начинают иг рать заме тн у ю р оль
в пог р е ба льно -к ультовом зодче с тве Манг ыс тау и Ус тюр -
та, но по своим конс тру ктивным особеннос тям, архитек-
т у рной композиции, де та л ям и декоративном у оформле-
нию они значительно отличаются от современных им по-
строек в других регионах Казахстана и Средней Азии. Мав-
золеи XVIII – начала XIX в. не имеют порталов, а их вход-
ные проемы скорее похожи на окна: они небольшого раз-
мера и расположены значительно выше уровня земли. Купо-
ла мавзолеев сложены из грубо обработанного камня, про-
сты по форме и лишены облицовки. М. М. Мендикулов, один
из первых исследователей этих памятников, считал одной
из их с ущес твенных особеннос тей «сохранение древних
а р х и т е к т у р но - с т р о и т е л ь н ы х п р и е мо в , ко т о р ые р е д ко
встречаются в зодчестве позднего периода других народов
Средней Азии». В их числе он отмечал «применение сухой
кладки из крупных каменных блоков, укладываемых двумя
параллельными рядами с засыпкой промежу тка между ни-
ми» при возведении стен и «прием перехода от квадратно-
го плана здания к ку полу посредством уложенных усту па-
ми каменных балок», восходящие к древнейшим приемам
строительства из камня.
Связь с древними традициями не угасла и на послед-
нем, завершающем этапе, когда начиная с середины XIX в. в
мемориа льно -культовой архитект у ре Манг ыс тау и Ус тюр -
та происходили значительные изменения и к началу XX в.
177
Қалипан қорымы. Қабір үстіндегі стела. XV–XVII ғасырлар
Некрополь Калипан. Намогильная стела. XV–XVII века
Масат ата қорымы. Муфлон мүсіні түріндегі қошқартастар.
XVI–XVIII ғасырлар
Некрополь Масат-ата. Кошкартасы – надгробия в виде
скульптуры муфлона. XVI–XVIII века