530
Алаша хан қорымы. XVI – ХХ ғасырдың басы.
Оңтүстік-батыс көрінісі
Некрополь Алаша-хан. XVI
–
начало XX века. Вид с юго-запада
Алаша хан кесенесі. XVI ғасыр Қайта жөндеуден кейін.
Оңтүстік-шығыс көрінісі
Мавзолей Алаша-хан. XVI век. После реставрации. Вид с юго-востока
Дүзен Сандыбаевтың кесенесі. ХІХ ғасыр. Оңтүстік көрінісі
Мавзолей Дузена Сандыбаева. XIX век. Вид с юга
Орта жүз билері мен старшындары (солдан оңға қарай):
Жанайдар Орынбаев, Ибраһим Жайықбаев, Ерден Сандыбаев,
Аққошқар Кішкентаев. 1868 жылғы фотосурет
Бии и старшины Среднего жуза (слева направо):
Джанайдар Орынбаев, Ибрагим Джаикпаев, Ерден Сандыбев,
Аккошкар Кичкентаев. Фотография 1868 года
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
1. Кенді Алтай
48. Ұлытау тарихи өңірі
мавзолея и их сопоставление с имеющимися данными о
строительной культуре региона в периоды, которые могли
бы соответствовать времени его создания.
Улытау находился между стратегически важными
Сырдарьинским и Волго-Яицким районами, овладев кото-
рыми, степное ханство приобретало силу и мощь. Поэтому
борьба за присырдарьинские города и Волго-Яицкое меж-
дуречье велась практически постоянно. Торговые пути с
юга на север, проходившие через Улытау, по сути, являлись
ответвлениями Великого Шелкового пути. Названия таких
дорог, как Ханжолы и Сарысуйская, сохранились до позд-
него средневековья и являются историческими свидетель-
ствами своего времени.
После присоединения Казахстана к России в степи
утихли раздоры и междоусобицы, что способствовало вос-
становлению строительной деятельности. Бум строительства
пришелся на XIX век. Строились мусульманские школы-медре-
се, мечети. С переходом кочевников на полуоседлое, а затем и
на оседлое положение началось строительство жилых домов.
Строительный материал в большинстве случаев использовался
традиционный – сырцовый кирпич, но все чаще появлялись
сырцовые постройки с облицовкой из обожженного кирпича.
В лесистых районах дома, мечети, медресе и даже мавзолеи со-
оружались из дерева. Так, например, в городе Каркаралинске
в 1881 г. отцом Абая Кунанбаем была построена бревенчатая
мечеть-медресе, ныне вновь выполняющая свою прямуюфунк-
цию. Со временем появились мечети и жилые дома, построен-
ные целиком из обожженного кирпича.
Традиция почитания предков стимулировала строи-
тельство надгробных сооружений. Наиболее состоятельные
люди стали строить мавзолеи из обожженного кирпича. Яр-