424
Айша бибі кесенесі. ХІІ ғасыр.
Қалпына келтірілгеннен кейінгі батыс қасбетіндегі арка қуысы
Мавзолей Айша-биби. XII век.
Арочная ниша западного фасада после реставрации
Айша бибі кесенесі. ХІІ ғасыр. Батыс қасбетінің орталық бөлігі.
1970-ші жылдардағы фотосурет
Мавзолей Айша-биби. XII век. Фрагмент центральной части
западного фасада. Фотография 1970-х годов
ляет безошибочно отличать среди множества прекрасных и
достойных архитектурных произведений те, что называют
шедеврами. Как считает большинство исследователей, пер-
воначально это был центрический мавзолей с кубическим
объемом, с внешними размерами в плане 7,2
×
7,2 м, с высту-
пающими трехчетвертными башнями-колоннами по углам
и одинаковым оформлением всех четырех фасадов. Среди
других сохранившихся памятников караханидского периода
такой тип не встречается. Мавзолей Айша-биби не имеет пря-
мых аналогов в архитектуре Центральной Азии. Уникально
его декоративное оформление – практически сплошная об-
лицовка резными терракотовыми плитками с богатым разно-
образием форм и орнаментов. Судя по единственной сохра-
нившейся стене, центральными элементами каждого фасада
являлись перекрытые полукуполами стрельчатые арочные
ниши, в которые были вписаны дверной и оконные проемы.
Арки опирались на трехчетвертные колонны-гульдаста с ка-
пителями лировидной формы. Как отметил Э. М. Байтенов,
мавзолей Айша-биби имеет явное композиционное сходство
с мавзолеем Саманидов (Бухара, Узбекистан) – это просле-
живается в делении фасадов на верхнюю и нижнюю части, в
П-образном обрамлении арочных ниш до уровня пят, в на-
личии угловых колонн. Но, в отличие от мавзолея Саманидов,
фасады мавзолея Айша-биби оформлены не узорной кирпич-
ной кладкой, а сплошной облицовкой из резной терракоты.
Во время последней реставрации мавзолей был полностью
восстановлен, включая купол, который на основании одно-
го из предложенных вариантов был выполнен в виде кони-
ческого шатра на высоком круглом барабане. Вопрос о том,
каким был настоящий купол мавзолея до разрушения, так
и остался открытым, поскольку никаких следов его перво-
начальной конструкции на памятнике не сохранилось.
Французская исследовательница М. Кервран на основании
сравнительного анализа декора мавзолея Айша-биби с ор-
наментальными мотивами, характерными для монгольского
периода, высказала предположение о более позднем проис-
хождении мавзолея и отнесла его ко времени монгольского
завоевания. Но центрическая форма не характерна для мав-
золеев золотоордынского времени – все они, включая мавзо-
леи с коническими и пирамидальными куполами-«шатрами»,
имеют портально-купольную композицию.
Рядом с мавзолеем Айша-биби расположен мавзолей
Бабаджи-хатун. Легенда связывает их имена – согласно ей,
Бабаджи-хатун была няней Айша-биби, которая сопрово-
ждала свою воспитанницу в путешествии, была предана ей
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
87. Талас аңғарындағы ортағасырлық кесенелер
I...,414,415,416,417,418,419,420,421,422,423 425,426,427,428,429,430,431,432,433,434,...730