Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
115. Есет батыр кесенесі
20
ная память об одном из самых любимых в этом крае ка-
захских батыров.
У жителей этих мест сохранилось предание, соглас-
но которому Есе т-батыр завещал похоронить его на высо-
ком холме, чтобы он мог издали видеть приближение вра-
г ов. Теперь на д ег о мог илой на вершине холма, посреди
с тар ог о некр опо л я с к у рг а нами, каменными с те лами и
ог ра дами, выситс я новый мавзолей, пос троенный в нача-
ле 2000-х гг.
От подножия холма, где расположен дом для палом-
ников с мече тью и дру г ие совр еменные по с тройки ком-
плекса, к мавзолею веде т широкая пешеходная дорожка с
каменными с т у пен ями и ме та л личес кими пери лами. Пе-
ред входом в мавзолей – площадка, вымощенная каменны-
ми плитами, вокру г мавзолея и площа дки ус троено низ-
кое ограждение из декоративных металлических решеток.
Мавзолей по с тр о ен из монолитног о же ле зо б е тона
и облицован плитами из камня-ракушечника. В его архи-
тект у рном облике с тарые тра диции народног о зодчес тва
За па дног о Ка за хс та на соче таютс я с новыми тен денци я-
ми, появившимис я в современной практике мемориа льно-
культовог о зодчес тва по с ле дних ле т. Обща я композици я
мавзолея лаконична и традиционна – простой кубический
об ъем, у венчанный шлемовидным ку полом на невысоком
кру глом барабане. Вну три мавзолея стены и ку пол, обли-
цованные плитами из розового и белого ракушечника, ли-
шены какого-либо декора. В центре помещения – простое
каменное надгробие.
Декоративное убранство фасадов имеет современную
трактовку и мало напоминает о традиционных для данного
региона приемах прошлого. Это ярко проявляется как в об-
щих членениях, так и в деталях фасадов – в оформлении вер-
ха стен эпиграфическим фризом, в полуциркульных очерта-
ниях ложных арок, и особенно в использовании скульпту-
ры и барельефов. Над входом в мавзолей – барельеф, изобра-
жающий фигуру пожилого батыра в полный рост, в шлеме с
султаном, кольчуге и плаще-накидке. Верхняя часть фиг уры
выходит за пределы куба стен и возвышается над ним, плав-
но переходя из барельефа в объемное изображение – скуль-
птуру. На фризах обоих боковых фасадов по центру помеще-
но барельефное изображение лица молодого батыра в шлеме.
В це лом мавзолей, благ одаря компактности объема,
строгой выдержанности его общих пропорций и сияющей
белизне камня, сглаживающей детали и зрительно объеди-
няющей все дробные элементы в с литное це лое, произво-
Төбешік басындағы Есет кесенесінің көрінісі
Вид на вершину холма с мавзолеем Есета
Төбешіктен түсірілген Елек алқабының көрінісі.
Ортада – мешіт пен кешенді құрылыс
Вид с холма на долину Илека.
На среднем плане – паломнический комплекс с мечетью