Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
116. Абат-Байтақ кесенесі
алған. Қырғыздар бұл жерді ерекше қастерлейді және мұнда
жерленуді бақыт деп санайды», – деп жазады.
Суретке
қарағанда
сол
кездің
өзінде-ақ
кесене
едәуір қираған. Оның себебі құрылымында болса керек.
Қабырғалары
тұтастай
күйдірілген
кірпіштен
қаланбай,
ортасы
шикі
кірпіштен
өрілген.
Мұндай
әдіс
қабырға
төзімділігін
әлсірететіні
белгілі.
Дала
ескерткіштері
көбіне
осындай
аралас
әдіспен
де
салынатындықтан
мезгілінен
бұрын қирап қалады.
Кесененің сақталып қалған бөлігі қарапайым. Аласа,
төртбұрышты, он бір қырлы барабанға орнатылған үшкір
күмбез шатырмен жабылған. Көне заман сарыны есетін Абат-
Байтақ кесенесі тозығы жеткеніне қарамастан көрген көзді
таңғалдырады.
Ныне тут видны развалины зданий, полуизглаженные кана-
лы и признаки пашен. В 1750 г. еще не все строения были
разрушены: подпору чик Риг е льман виде л их и некоторые
из них срисовал. Киргизы весьма уважают сие место и за
счастье считают быть здесь погребенными».
Судя по рисунку, уже в то время мавзолей имел зна-
чительные разрушения. Причина их, по всей вероятности,
состояла в самой конструкции. Дело в том, что стены его
выложены не сплошной кладкой из обожженных кирпичей,
а с прослойкой из кирпича-сырца посередине. Такой прием
значительно снижает прочность несущих конструкций. Он
часто встречается на степных памятниках и нередко при-
водит к их преждевременному разрушению.
С охр а нивша яс я час ть ма в зо ле я име ла пр о с т у ю и
выразите льную композицию: низкий, квадратный в плане
объем четверика, на котором установлен высокий одиннад-
цатиг р анный бар абан, у венчанный к у по лом кониче с кой
формы – шатром. Несмотря на ветхое состояние и значи-
те льные у траты, мавзолей Абат-Байтак вызывал удивление
и восхищение у всех, кому посчастливилось увидеть его в
те времена. От него веяло древностью, силой и духом сво-
боды. Сразу становилось ясно, что это редкий памятник,
один из немног их сохранившихс я ярких предс тавите лей
своей эпохи.
При первом же взгляде на этот мавзолей заворажива-
е т впечатление неудержимог о с тремления всег о с троения
вверх, будто неведомая сила выталкивае т ег о из-под зем-
ли. Тянутся к небу и высокий шатер, и граненый барабан, и
с тре льчатые арочки-ниши на каждой ег о г рани. Присмо -
тревшись, замечаешь, что и стены приземистого четверика-
основания, и плоскости г раней высокого барабана не вер-
тикальны, а чуть-чуть наклонены внутрь, к центру, а высо-
кий конус шатра, возвышаясь над ними, круто уходит в небо.
Цве т кирпичей неодинаков – более темные, красноватые,
чередуются со светлыми, желтоватыми, а на поверхностях
старых кирпичей барабана еще видны полустертые с леды
г олубоватой глазу ри. Понемног у начинаешь различать не-
приме тные внача ле узоры, которые, складыва ясь из этих
разноцве тных кирпичиков, с труящимис я волнами раз ли-
ваются по стенам, разрушают монотонность их поверхно-
стей и растворяют тяжеловесную массивность кладки, при-
давая легкость и без того неудержимому полету.
Вн у три мав золе я – ква дратно е помещение ра зме-
ром 5,2 × 5,2 м. Свет проникает в него через стрельчатые
оконные пр о емы в б оковых с тена х. Не б о льшие арки в
24
Абат-Байтақ қорымы
Некрополь Абат-Байтак