145
да өндіріспен қиындықтар болып тұрған, ол толық дерлік сырт-
тан әкелінетін болғандықтан, жиі аштық болып тұрған. Өңірде
дамыған егіншаруашылығы болмаған, казактарды егіншілікпен
және мал шаруашылығымен айналысуға міндеттеу әрекеті
сәтсіздікке ұшырап отырды: бекіністерде, форпосттар мен
редуттардағы қызметтерден түскен ауыртпашылықтардың сал-
дарынан, олар өздеріне мұндаймасылдыжүктеуге уақыттарыда,
ықыластары да болмады. Ал казактардың өзін және кабинеттік
кәсіпорындарда қызмет ететін жұмысшыларды тамақтандыру
қажет болды. Шаруа-диқаншыларға деген өткір мұқтаждық
пайда болды. Үкімет мұндай бос жұмысшы күштерінің «қорын»
Ресейдің еуропалық бөлігіндегі бүлікші-бұрынғы дәстүрлі адам-
дардан көрді.
1653 ж. мәскеу патриархы Никоннан басталған
шіркеу реформасы көптеген наразылықтар мен бүліктерді
тудырған, яғни ыдыратушыларды қудалау жіктелудің, орыс
православтық халқының бөлшектенуіне себеп болды. Бұл
жағдай оларды орталық жерлерден Ресейдің шет жақтарына
бұқаралық қашуға алып келді. Сол жерлерден бұрынғы
дәстүрлі адамдардың рухани орталықтары пайда бола бас-
тады. Осылайша 1685 ж. слободаларымен бірге (Брянск
қаласындағы ауданда) Стародубский рухани орталығы, ал
1685–1690 жж. Сож өзенінде – «Ветка аралы» – 20 слобода-
ях. Это означало, что каменщики лишились особых приви-
легий. Но еще на протяжении почти семидесяти лет потом-
ки бухтарминской вольницы выделялись на общем фоне рус-
ской крестьянской жизни. История бухтарминских каменщи-
ков насчитывает в общей сложности немногим более 200 лет,
если считать от первых поселений, появившихся предполо-
жительно в 1720–1740-х гг. и до середины ХХ в., когда от их
самобытной культуры остались лишь осколки… Но она все же
жива и по сей день: в 1920–1930 гг. несколько местных семей
ушли в Китай, а оттуда судьба их забросила в Латинскую Аме-
рику, в США, в Австралию. В современных зарубежных русских
старообрядческих диаспорах есть потомки выходцев из Бух-
тарминской долины.
Вторая группа переселенцев – русские староверы,
прозванные «поляками», появилась в наших краях по воле
правительства. На Алтае в первой половине ХVIII в. у рус-
ских служилых людей были проблемы с продовольствием,
оно было почти полностью привозным, зачастую случал-
ся голод. В крае не было развитого земледелия, попытки обя-
зать казаков заняться хлебопашеством и разведением скота
неизменно терпели неудачу: обремененные службой в кре-
постях, форпостах и редутах, они не имели ни времени, ни
желания взваливать на себя такую обузу. А кормить и самих
казаков, и работников, занятых на кабинетских предприя-
тиях, было необходимо. Возникла острая нужда в крестьянах-
хлебопашцах. «Резерв» таких свободных рабочих рук прави-
тельство увидело в бунтарях-старообрядцах европейской ча-
сти России…
Церковная реформа, начатая в 1653 г. московским па-
триархом Никоном, стала причиной раскола русского пра-
вославного населения, породившего многочисленные проте-
сты и бунты, а значит и гонения на раскольников. Это приве-
ло их к массовому бегству из центральных земель на окраины
России, где начали появляться старообрядческие духовные
центры. Так в 1685 г. возник Стародубский духовный центр
со слободами (в районе города Брянска), а в 1685–1690 гг. на
реке Сож – «остров Ветка» – Ветковский духовный центр с
20 слободами (в то время – территория Польши). Избавить-
ся от староверов, докучавших властям своим религиозным
своеволием, можно было только сослав их на окраину импе-
рии, например, в алтайскую глушь, и таким способом с их же
помощью решить там местные проблемы. По приказу Каби-
нета Екатерины II, старообрядческие центры Ветка и Старо-
дубье были разорены, а попавшие в плен раскольники пре-
провождены по этапу в Сибирь – на Алтай и в Забайкалье. Так
Черемшанка ауылы
Село Черемшанка
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
10. Алтайское Беловодье
I...,135,136,137,138,139,140,141,142,143,144 146,147,148,149,150,151,152,153,154,155,...586