201
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
1. Рудный Алтай
69. Курган Иссык
гиозных представлениях многих племен конь был символом
солнца, солнечного божества. На иссыкском головном уборе
конь изображен с большими козлиными рогами, что, вероят-
но, символизировало слияние образов солнечного божества
и родового тотема. Близкие по символу находки известны из
курганов пазырыкской культуры Алтая.
Как полагал К. А. Акишев, воспроизведение крылатых
существ чуждо для сакской среды, но очень широко распро-
странено в Передней Азии. В частности, в Ахеменидском
Иране персонифицированный высший бог неба Ахура-Маз-
да, восходящий к божеству Ассирии – Ашшуру, изображался
в виде крылатой фигуры в солнечном диске. Вероятно, саки
от образа Ахура-Мазды заимствовали крылья и своего соляр-
ного бога изображали в образе крылатого коня с козлины-
ми рогами. В полиморфной фигуре этого сакского божества
слились черты бога солнца Митры, бога неба Ахура-Мазды и
родового тотема.
Несомненно, протомы коней Иссыка имели двойную
семантическую нагрузку: символ солнечного божества и цар-
ский знак. А в целом иссыкский царь в своем сверкающем го-
ловном уборе, в ослепительной одежде представал реальным
Ахура-Маздой или Митрой. Его персона олицетворяла земно-
го и небесного владыку, светского царя и верховного жреца.
Идеологическое содержание звериного стиля в ис-
кусстве являлось по своей сути религиозным обоснованием
сакской государственности. В самом искусстве была заложена
основная идея: быть государственной религией.
Значение открытия кургана Иссык возрастает в связи
с находкой здесь серебряной чаши с надписью. Факт суще-
ствования письменности в любом обществе свидетельствует
о высоком уровне развития социально-экономической орга-
низации, о возникновении государства. Оценивая весь круг
источников и археологических данных по сакской культуре,
К. А. Акишев считал, что у саков Казахстана уже сформирова-
лось свое государство.
Аң стилінің идеологиялық мазмұны өнерде сақ
мемлекеттігінің діни тұрғыдан негізделуі болып табылады.
Мемлекеттік дін болуға тиіс дейтін негізгі идея сол өнердің
өзінде көрініс тапты.
Сөз болып отырған мәселе үшін есіктік олжалардың
мәні жазба ескерткіштің табылуымен – күміс тостағандағы
жазумен байланысты еселеп өсіп отыр. Жазудың шығу фактісі
кез келген қоғамда әлеуметтік-экономикалық ұйымдасудың
жоғары дәрежеде дамуын, мемлекеттің шығу тегін дәлелдейді.
Есік қорғанының ашылуының маңызы бұл жерден жа-
зуы бар күміс тостағанның табылуына байланысты одан ары
өсуде. Кез келген қоғамда жазудың болуы мемлекеттің пайда
болуымен, әлеуметтік-экономикалық ұйымдардың жоғарғы
деңгейде екендігімен дәлелденеді. Сақ мәдениетіндегі
археологиялық мәліметтер мен дереккөздерді бағалай келе,
К. Ә. Ақышев бүгінгі қазақ жеріндегі сақтар өз мемлекетін
қалаған деп есептеді.
Есік қорғанынан табылған кішкене
күміс тостағандағы жазу. Сурет
Надпись на малой серебряной чаше из кургана Иссык.
Прорисовка
I...,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200 202,203,204,205,206,207,208,209,210,211,...730