379
Талас-Шу алқабы. VI–VIII ғасырлардағы ежелгі түрік тас мүсіні.
Қазақстан аумағындағы Жетісу
Древнетюркское каменное изваяние VI–VIII веков из долины
Таласа-Чу. Казахстанская часть Семиречья
составляют нескольких фигур с птицей в руке вместо сосу-
да). Различаются изображения трех типов: с сосудом в одной
руке, с птицей и с сосудом в обеих руках. На талии у многих
скульптур показан пояс, ниже которого изображались оружие
и поясные украшения.
Большинство изваяний воспроизводят фигуру чело-
века до пояса, но некоторые изображают сидящую фигуру с
поджатыми вперед коленями или скрещенными «по-турецки»
ногами. Такие сидящие фигуры представлены во всех типах
скульптур и встречаются на Алтае, в Монголии, Туве и Казах-
стане, в том числе Семиречье. По мнению исследователей, все
древнетюркские изваяния воспроизводят сидящие человече-
ские фигуры; немного ниже пояса скульптура завершается, и
эта необработанная нижняя часть камня вкапывалась в зем-
лю. В связи с этим на поверхности изваяние выглядело как
изображение сидящего человека, хотя подогнутые ноги чаще
всего не изображались. Сидящая фигура с кубком или птицей
в руках таким образом создавала эффект участия умершего в
погребальной трапезе.
Скульптурные изваяния разделяются на типы по ико-
нографии и стилистическим признакам. Изображения реа-
лий – различных форм и видов сосудов, украшений, оружия,
деталей пояса – помогают определить датировку памятников.
Изваяния первого типа представляют фигуры муж-
чин, держащих на уровне груди сосуд в правой или левой
согнутой руке; другая рука лежит на поясе и в большинстве
случаев держит оружие, чем подчеркивается воинский ста-
тус изображаемых. Все изваяния высотой от 1,2 до 1,7 м, но
над поверхностью они возвышались на 0,7–1,5 м. Скульпту-
ры выполнялись из длинных каменных брусков уплощенной
формы. Верх камня обрабатывался, создавалась форма голо-
вы, выделялись плечи, изредка подчеркивалась талия. На не-
которых изваяниях дополнительно изображалась прическа:
спереди волнистые волосы, разделенные прямым пробором,
сзади – спускающиеся по спине туго заплетенные прямые ко-
сы, заканчивающиеся волнистыми линиями. На скульптурах
из Семиречья их обычно пять или семь.
На этих же изваяниях очень четко проработаны не-
которые детали одежды – кафтан с широким воротом и боль-
шими отворотами. Детали одежды показываются по-разному:
обычно только верхний край костюма — округлый либо в
виде подтреугольного мыса. Видимо, так передавались раз-
личные способы ношения одежды. В первом случае ворот
костюма глухо застегивался у шеи, а во втором – верхняя
распашная одежда застегивалась на груди так, что полы вы-
Бірінші топтағы мүсіндерді адам беті бейнеленген
жалпақ немесе өңделмеген тастар және адам басы бейне-
ленген өңделген тастар деп екі түрге бөлуге болады. Алғашқы
топ мүсіндерінде мұрын, көз бен ауыз, кейде түзу немесе
ширатылған мұрт бейнеленген; сақал мен құлақ көрінбейді.
Беттің сұлбасы өте сирек беріледі, көбіне иегі мен жағы
ғана бейнеленеді. Егер бас бейнесі толық берілсе, мүсіннің
жоғарғы жағы дөңгелектеніп (мүмкін, тақыр бас) немесе
шағын тікбұрышты бас сияқты шошақ, бас киімнің үлгісіне
ұқсайды. Жетісудағы бірнеше мүсіндерде үш мүйізді бас
киімдер бейнеленген.
Екінші топтың мүсіндерінде адам иығы, құлақ,
мұрт, дөңгелек бастар немесе бас киімдер бедерленеді.
Кейде киімнің жоғарғы жағы үш бұрышты жасалады. Бұл
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
1. Рудный Алтай
83. Каменные изваяния раннего средневековья
I...,369,370,371,372,373,374,375,376,377,378 380,381,382,383,384,385,386,387,388,389,...730