374
әлі нақты жауап таба алмай келеді. Олардың пайда болған
уақыты табылған бұйымдардың бейнесі мен мүсіндердің
иконографиясы бойынша анықталады.
Меркі өзенінің бастауындағы мемориалдық ескерт-
кіштер мерзімі осы кешенге жасалатын тарихи-мәдени
талдауларға ықпал етеді. Типологиялық жіктеу барасында оң
қолымен ыдыс ұстап, сол қолының басы қылышқа тиіп тұрған
жасақтың бейнесі ежелгі түрік дәуіріне жататынын көрсетті.
Осындай тағы бір мүсін Меркі шатқалында табылған. Меркі
шатқалында алғашқы ғұрыптық қоршаулар мен тас мүсіндер
ежелгі түрік дәуірінде, VI–X ғғ. пайда болған, бірақ олардың
саны көп емес.
Меркі тас мүсіндері негізінен қарын тұсында
қос қолымен ыдыс ұстап тұрған әйелдер мен еркектер
мүсіндерінен құралады. Бұл мүсіндердің жалпы пішіні
Қазақстан аумағы мен оның шегінен тысқары жерлерде кең
тараған қыпшақ тұрпатына (IX–XIII ғғ.) сәйкес келеді. Соны-
плексах с разнополыми фигурами женские фигуры часто
выглядят более выразительно.
Второй тип мужского статуарного образа представлен
единичным изваянием из комплекса Коржайляу 7. Оно было
установлено в пристройке к квадратной оградке и скрыто
под землей. Это фигура молодого мужчины в двубортной
верхней одежде, с чашей перед грудью в правой руке; кисть
левой руки лежит на рукояти сабли. Отличает фигуру то, что
изготовлена она из песчаника красно-фиолетового цвета, в
то время как большая часть изваяний Мерке изготовлена из
гранита различного цвета: красного, черного, белого. Веро-
ятно, они сознательно подбирались мастером и служили для
дополнительной характеристики персонажей.
Мужские и женские изваяния меркенских культовых
комплексов в большинстве своем были установлены лицом
на восток. Однако на высокогорном плато в центре святи-
лища Мерке, в культовом комплексе Аралтобе 1, состоящем
из пяти выстроенных в цепочку прямоугольных оград, ан-
тропоморфные стелы были установлены с северо-западной
стороны, с внешней стороны оград.
Основным атрибутом изваяний того и другого пола
является сосуд, показанный на уровне живота в обеих ру-
ках персонажей. Назначение этого сосуда воспринимается
обычно емкостью для жертвенного напитка или как символ
божества Жер-Су.
Большая часть изваяний Мерке выполнена в соответ-
ствии с требованиями изобразительного канона, именуемого
древнетюркским или кипчако-половецким. Однако на высо-
когорных ритуальных площадках при каменных курганах
встречаются совершенно иные образы. Они очень редки, и
их трудно распознать на первый взгляд. Они представляют
собой крайне примитивные антропоморфные фигуры, подо-
бранные из камней подходящей формы и минимально пре-
образованные мастером.
Один такой памятник исследован на плато восточ-
ного борта Улысая. Каменные фигуры были установлены у
восточного края каменного кургана. Севернее был крупный
камень, расширяющийся в нижней части и передающий че-
ловеческую фигуру. Природный выступ в верхней части об-
разует голову подтреугольной формы с узким теменем. На
плоском лице небольшими углублениями овальной формы
переданы глаза, рот. Вторая фигура представлена на камне
брусковидной формы меньшего размера. В верхней части
камня намечено лицо, дуговидными углублениями обозна-
чены щелки-глаза и рот. Эти фигуры – идолы.
Қашқасу асуындағы әйел мүсіні
Женское изваяние на перевале Кашкасу
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
82. VII–XIII ғ сырлардағы Меркі ғибадатханасы
I...,364,365,366,367,368,369,370,371,372,373 375,376,377,378,379,380,381,382,383,384,...730