378
Талас-Шу алқабы. Ежелгі түрік тас мүсіні.
Қазақстан аумағындағы Жетісу
Древнетюркское каменное изваяние из долины Таласа-Чу.
Казахстанская часть Семиречья
суреттемесі, қиылған қастары, үлкен қиық көздері – Жетісу
мүсіндеріне тән, оларға соғды өнері де әсер еткен болуы
мүмкін.
Тастардың пішіні мен көлеміне, антропоморфты
бейнелік әдісі мен айрықша белгілеріне қарай барлық
мүсіндер үлкен екі топқа бөлінеді: бірінші топ – адамның
басы мен беті бейнеленген тастар; екіншісі – адамның толық
пішіні салынған мүсіндер.
Бірінші топтағы мүсіндер жиі кездеседі. Діни ғұрыптық
белгі ретінде бұл мүсіндер дәстүрлі ғұрыптық кешендердің
құрамына енеді, бұлар тас қоршаудың жанына бетін шығысқа
қаратып, бір ізбен тұрған балбалдар. Бұл топтағы тас мүсіндер
бүкіл түрік кезеңінде қалыптасқан. Алайда дәл қай уақытқа,
қайсы тайпаға жататыны әлі зерттеле қоймаған.
Намечаются отличия и в иконографии каменных
фигур из Семиречья; здесь встречаются изваяния с птицей
в руке вместо чаши или кубка, есть женские фигуры. Такие
стилистические признаки, как манерное изображение паль-
цев руки, держащей чашу, изогнутая линия бровей, преуве-
личенно большие миндалевидные глаза, в большей степени
характерные для семиреченских изваяний, могли возникнуть
под влиянием согдийского искусства.
Все изваяния можно разделить на две большие груп-
пы, различающиеся по форме и размерам камней, по способу
изображения антропоморфной фигуры и наличию опреде-
ленных атрибутов: первая группа – это камни с изображе-
нием лица или головы человека; вторую образуют изваяния,
передающие также фигуру человека.
Изваяния первой группы наиболее многочисленны.
Как необходимый атрибут культового места, эти изваяния
традиционно входили в состав поминальных комплексов:
обычно они ставились рядом с каменными оградками из пло-
ских плит, к востоку от них, и обращены лицом на восток; от
них, как правило, начинается ряд установленных с интерва-
лом камней – балбалов. Каменные изваяния этой группы мог-
ли создаваться на протяжении всей древнетюркской эпохи,
но хронология их пока не разработана, как не установлена
принадлежность их тем или иным племенам.
Среди изваяний первой группы можно выделить два
типа: плоские или необработанные каменные блоки с изо-
бражением лица и обработанные в виде объемной скульпту-
ры камни с изображением головы человека. На скульптурах
первого типа изображаются только нос, глаза и рот, часто усы
с закрученными кверху концами или прямые; бороды обычно
нет, и почти никогда не изображались уши. Изредка дается
полный контур лица, но чаще выделяется только нижняя ли-
ния (подбородок, щеки), полукруглых или слегка заостренных
очертаний. Если голова воспроизводится полностью, то верх
скульптуры имеет округлую форму (возможно, изображалась
бритая голова) или небольшой подпрямоугольный выступ на
макушке, передающий вид головного убора. На нескольких из-
ваяниях из Семиречья изображен трехрогий головной убор.
Скульптурные изваяния второй группы являются под-
линными произведениями искусства. На них рельефом могут
быть выделены плечи, уши с серьгами, усы на лице; голова
округлых очертаний или с небольшим выступом – головным
убором. Иногда показан верхний край одежды в виде подтре-
угольного или фигурного выреза. Необходимым атрибутом
этих скульптур является изображение сосуда (исключение
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
83. Ерте ортағасырлық балбал тастар
I...,368,369,370,371,372,373,374,375,376,377 379,380,381,382,383,384,385,386,387,388,...730