394
них некогда стояла юрта. Стены парадных помещений были
украшены резной штукатуркой. Со всех сторон постройка
была окружена крепостной стеной. Это, скорее всего, был
загородный дворец правителя города.
Отметим: все дома описанного типа находятся за го-
родом. Это были сооружения, возводившиеся горожанами за
пределами стен тесно застроенного шахристана – там, где
можно было жить просторнее, имея двор с садом и бассей-
ном. Такие дома появились в Средней Азии в IX в., а в Семи-
речье – в X в. То есть в период, когда создавались сильные
централизованные государства Саманидов и Караханидов,
обеспечивавшие безопасность горожан за пределами глав-
ных городских укреплений.
Подобные дворцы и дома в Семиречье пришли на сме-
ну замкам типа Луговое А, характерным для раннего средне-
вековья – времени военных столкновений, феодальных смут
и распрей. В тот период, по словам современников, «жители
разных племен и живут смешанно в городах, и часто воюют...
Вообще же землепашцы носят щиты ишлемы, берут друг друга
в плен и обращают в рабство». Теперь же жители города пред-
почитали не мрачный замок, угрюмо смотрящий глазами бой-
ниц, а легкий, удобный дом в пригороде, окруженный садом
и виноградником, орошенным проточной водой. Постройка
такого дома, к которому более всего применим арабский тер-
мин «каср» (павильон, небольшой дворец), была мечтой вся-
кого зажиточного человека, своего рода символом богатства
и престижного положения в обществе. Как отмечают иссле-
дователи, каср не являлся постройкой, связанной с сословным
положением хозяина. Это был дом, владельцем которого мог
стать любой состоятельный человек – правитель города, зем-
левладелец, чиновник, купец или богатый ремесленник.
Луговое Г, видимо, загородная резиденция одного из
представителей феодальной знати. Юрты во дворах двор-
цов – своего рода отголосок недавнего кочевого быта их вла-
детелей – сохранялись, похоже, не только как дань традиции,
но и как символ власти над городом и Степью. Кроме того,
юрта ценилась и как удобное жилище, где было прохладно в
летнюю жару. Может быть, эту идею использовали в Персии?
Известно, что персидские шахи в часы полуденного зноя
отдыхали в комнате с двойными стенами, между которыми
помещался лед. В Багдаде во дворе халифов добивались про-
хлады иначе – растягивали грубый войлок и поливали его
водой, которая, испаряясь, давала прохладу. Не пришел ли
этот «древний кондиционер» на берега Тигра с берегов Чу и
Таласа вместе с тюрками-рабами и рабынями?
Қыш ыдыстың ұшы. VIІ–VIIІ ғасырлар
Навершие керамической крышки. VII–VIII века
қоғамдағы орнын көрсететін құрылыс емес. Ол кез кел-
ген бақуатты адамның – феодалдың, шенеуніктің, көпестің,
бай қолөнершінің, қала билеушісінің үйі.
Г Луговой, сірә, ірі феодалдардың бірінің қала
сыртындағы резиденциясы болса керек. Сарай ауласындағы
киіз үй – оның иесінің кейінге дейін көшпенді өмір
сүргендігінің белгісі, ол дәстүр бойынша сақталып қана
қоймай, қала мен далаға бірдей жүретін биліктің символы.
Бұдан басқа, киіз үй жазғы ыстықта қоңырсалқын болып
тұратын ыңғайлы баспана ретінде де бағаланды. Бұл идеяны
Персия пайдаланды ма екен? Парсы шахы түскі қайнаған
ыстықта ортасына мұз қойылған қос керегенің ішінде
демалғаны белгілі. Бағдадтағы халифтер ауласы басқаша
салқындатылды – киізді жерге жайып тастап, оған су сеуіп
қойса, ол буға айналғанда маңайға салқын леп беріп тұрады.
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
84. Құлан қалашығы
I...,384,385,386,387,388,389,390,391,392,393 395,396,397,398,399,400,401,402,403,404,...730