449
Қазығұрт шыңының батыс жағындағы «Кеме қалған» – «Нұх пайғамбардың кемесі қалған орын»
«Кеме калган» – «место, где стоял Ноев ковчег» на западной стороне вершины Казыгурта
платился болезнью и потому не мог сделать полного пере-
сечения Казыгурта на западном конце».
Паломники обычно кладут камушки на могилу Ка-
зыгурт-ата. Считается, что независимо от того, сколько бы
камушков ни положить на святое место, объем могильного
холмика не увеличивается. Скорее всего, камушки и поло-
ски материи являются подношениями паломников святому.
Подъем на гору хотя бы раз в году считается у мусульман
благочестивым и богоугодным делом. У местных жителей
до настоящего времени сохранилось представление о том,
что восхождение на гору избавляет от грехов.
На западной стороне вершины, между глыбами кам-
ней имеется углубление с плоским дном. По преданию, это
Зиярат етушілер әдетте Казығұрт ата моласына
ұсақ тастар қояды. Бұл қасиетті жерге қанша тас үйсең
де, бейіттің көлемі ұлғаймайды деп саналады. Тастар және
ағашқа байланған шүберектерді қасиетті орынға тәу етіп
барғандардың жасаған сыйлықтары десе болады. Тауға ең
болмаса жылына бір рет шығу мұсылмандар үшін сауапты іс
болып саналады. Жергілікті тұрғындар арасында осы күнге
дейін тау басына шыққан адам күнәсінен арылады деген
түсінік бар.
Тау шыңының батыс жағында, шомбал тастардың орта-
сында, табаны тегіс үлкен ойпат бар. Аңыз бойынша бұл «кеме
қалған», яғни «кеме тоқтап тұрған жер». XIX ғ. аяғында қағазға
түскен жазбаларға қарағанда аңыз төмендегіше жырланады:
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
1. Рудный Алтай
89. Священная гора Казыгурт