618
рисунков XVII–XIX вв., в которых преобладает тематика всад-
нической удали, пастьбы или угона скота и охоты; при этом
вооружение представлено исключительно огнестрельным
оружием, в том числе фитильными ружьями на сошках.
Специфичными являются картины с вереницами вер-
блюдов, изображающие перекочевку или шествие караванов;
это составляет особенность наскального искусства Южного
Казахстана, располагавшегося на важнейшем участке меж-
дународных торговых коммуникаций. Наряду с изображе-
ниями величественных бактрианов на скалах Арпаузена в
позднейший период появляются изображения одногорбых
верблюдов, что более характерно для культуры и наскаль-
ного творчества кочевников Устюрта и Кызылкумов. Другой
особенностью петроглифов конца XIX – начала XX в. явля-
ется их «автографичность», частое присутствие рядом с изо-
бражениями датированных надписей, сделанных арабским
алфавитом; обычно такие именные надписи создавались на
скалах возле зимовок и служили подтверждением владельче-
ских прав. Одна такая надпись нанесена на скалы у поселения
в урочище Шайхислам и датирована первыми годами XX в.,
когда Арпаузен являлся местом зимовок казахов Курчуйской
волости Чимкентского уезда из рода тама Младшего жуза. В
отличие от Южного Казахстана, например, в Семиречье, где
недостаток пастбищ в конце XIX в. ощущался сильнее и борь-
ба кочевников за зимовки нередко принимала форму межро-
довой вражды, более распространенным способом закрепле-
ния прав владения было создание на скалах родовых тамг. В
целом, большое количество в Арпаузене петроглифов нового
времени иллюстрирует устойчивое сохранение традиций на-
скального изобразительного творчества в культуре казахов
Каратау на протяжении XVII–XX столетий.
В памятниках живописного ландшафта у подножия
Келиншектау отразились не только менявшиеся во времени
эстетические вкусы и идеологические представления насе-
лявших некогда предгорья Каратау народов, но также изме-
нения традиционных форм хозяйства и землепользования,
развивавшихся в условиях небольшого оазиса на протяжении
более трех с половиной тысячелетий. Географическое поло-
жение определило важную роль этого района на протяжении
всей истории освоения земель Южного и Центрального Ка-
захстана, развития культурного обмена с народами Средней
Азии, что нашло отражение в памятниках Арпаузена и Кой-
багара.
По количеству и художественным достоинствам на-
скальных изображений Койбагар не уступает в репрезен-
суреттің жоқ екендігін, сондай-ақ басқа аумақтардағы
жартасқа салынған сурет өнеріне тән салт атты ту
ұстаушылар бейнелерінің көптігін атап өту қажет.
Арпаөзен мен Қаратау ескерткіштері көпшілігінің
ерекше белгісі XVII–XIX ғғ. салт аттылардың батырлығы,
мал бағу мен барымта, аңшылық тақырыбы басым қазақ
петроглифтерінің молдығы болып табылады. Сонымен қатар
тек қана оқ-дәрімен атылатын қарумен көрсетілген.
Көші-қонды немесе керуенді бейнелейтін түйелер
суреті халықаралық тауар қатынасының маңызды тұсында
орналасқан Оңтүстік Қазақстан жартас сурет өнерінің
ерекшелігін көрсетеді. Арпаөзен жартастарындағы маңғаз
қос өркешті түйелермен қатар кейінгі кезеңдерде Үстірт
пен Қызылқұм көшпенділерінің мәдениеті мен жартастағы
шығармашылығына тән нардың суреті пайда болады.
XIX ғ. аяғы мен ХХ ғ. басындағы петроглифтердің тағы бір
ерекшелігі олардың «автографиялығы», яғни суреттердің жа-
нында араб әрпімен жазылған мезгілі көрсетілгендігі. Әдетте,
мұндай атаулы жазбалар қыстау маңындағы жартастарда
жазылып, сол жерді иелену құқығын білдірген. Күнтізбелік
Арпаөзен. «Арқар» жазуы мен аңшылық көрінісі.
ХІХ–ХХ ғасырдың басы
Арпаузен. Изображение сцены охоты с надписью «архар».
XIX – начало XX века
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
03. Қара ау петроглифтері
I...,608,609,610,611,612,613,614,615,616,617 619,620,621,622,623,624,625,626,627,628,...730