614
случайных ударов. Общее количество таких гравюр не более
100, и некоторые из них, безусловно, являются шедеврами.
Изображения животных и человека отличает изысканная
манера, представляющая, очевидно, попытку передать объ-
ем трехмерных моделей (реальных или искусственных) в
условиях двухмерной изобразительной поверхности. Имен-
но эта особенность иконографии древнейших петроглифов
Арпаузена выделяет их на фоне остальных наскальных ри-
сунков и сближает с предметами художественной пластики
древних культур Средней Азии. Среди известных памятни-
ков наскального искусства ранние петроглифы Арпаузена
находят самые полные аналогии в Койбагаре и других уро-
чищах Каратау, а также в горах Букантау в Кызылкумах и в
ущелье Сармишсай в Зарафшанской долине (Узбекистан).
Особенно впечатляющие параллели наскальные гравю-
ры Арпаузена обнаруживают с предметами торевтики и
фигурного литья цивилизации доисторической Бактрии и
Маргианы. Несомненно, исключительные по художествен-
ным достоинствам петроглифы Каратау отражают ранний
этап активного взаимодействия степных племен Казахстана
и древнеземледельческих культур Средней Азии в первой по-
ловине II тыс. до н. э.
Вторая серия петроглифов Арпаузена эпохи бронзы
наиболее многочисленная; они концентрируются на скалах
вокруг поселения в устье ущелья и встречаются небольшими
группами в других местах урочища. Эти рисунки существенно
отличаются от ранних гравюр по репертуару, стилю и ико-
нографии. Своеобразна манера изображения, характеризу-
ющаяся тем, что фигуры показаны в профиль и весьма «ла-
конично»: люди – на одной ноге и с хвостами, свисающими
сзади, а животные – изящным силуэтом с парой ног, в одно-
образных позах. Эти изображения находят аналогии среди
петроглифов Байконура и Теректы-Аулие в юго-западной
части Сарыарки и отражают процесс продвижения племен
андроновской культуры из Центрального Казахстана на юг,
к оазисам Средней Азии, в середине II тыс. до н. э.
Еще одна серия изображений обладает особенностями
петроглифов поздней бронзы, выделяемых в Семиречье на
Тамгалы, Кулжабасы, Ешкиольмес и др. В Арпаузене и памят-
никах юга Каратау они встречаются на ранних палимпсестах
и часто перекрывают более древние петроглифы, что свиде-
тельствует об отсутствии преемственности в создании новых
гравюр и, по-видимому, пришлом характере какой-то части
населения в конце II тыс. до н.э. Важное место в репертуаре
теперь занимают изображения запряженных лошадьми ко-
Арпаөзен. Адамдар мен түйелердің бейнелері. Қола дәуірі
Арпаузен. Изображения людей и верблюдов. Эпоха бронзы
Арпаөзен. Эротикалық көрініс. Қола дәуірі
Арпаузен. Эротическая сцена. Эпоха бронзы
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындары атласы
1. Кенді Алтай
ның атласы
03. Қара ау петроглифтері
I...,604,605,606,607,608,609,610,611,612,613 615,616,617,618,619,620,621,622,623,624,...730