69
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
58. Комплекс Ешкиольмес
бұл кезде жер пайдаланудың дәстүрлі жүйесі түбегейлі бұзылған
болатын. Пайда болған колхоздардың жер өңдеуге маманда-
нуы Ешкіөлмес таулы аймағының бұрынғышаруашылық мәнін
жоюға және сонымен бірге мұнда ХХ ғ. соңғы көшпенділердің
тұрақтары қаңырап босауына алып келді.
Героическая тематика наскального искусства нома-
дов наиболее полно воплощена в петроглифах средневе-
ковья, среди которых выделяются изображения древне-
тюркского времени (VI–VIII вв.) и более поздние, относя-
щиеся к IX–XII вв. Содержание наскальных композиций
характеризуют изображения конных ристалищ и сраже-
ний пеших лучников, сюжеты кочевой жизни, а также сце-
ны охоты, в том числе – коллективной облавной охоты,
игравшей особую роль в военизированном обществе ко-
чевников I тыс. н. э. Стиль средневековых гравюр Ешки-
ольмес отличают реализм и экспрессия, выделяющие его
среди других памятников Семиречья, в которых представ-
лено наскальное искусство этой эпохи.
Рисунки нового и новейшего времени составляют
сравнительно небольшую группу петроглифов. Среди них
большой интерес представляют изображения и надписи
периода джунгарского владычества XVII–XVIII вв., а также
казахские народные рисунки и эпиграфика XIX – начала
XX в. Репертуар их представлен изображениями всадни-
ков, домашних и диких животных; при этом в сценах охо-
ты наряду с огнестрельным оружием порой изображают-
ся лук и стрелы; редкими являются изображения юрт и ро-
довых знаков.
Ешкіөлмес. Қасқыр бейнесі. Ортағасырлар
Ешкиольмес. Изображение волка. Средневековье