66
Ешкіөлмес. Садақшы мен «дәудің» кескіндемесі. Қола дәуірі
Ешкиольмес. Изображения лучников и «великана». Эпоха бронзы
Алтайдан Каспийге дейін. Қазақстанның табиғи, тарихи және мәдени ескерткіштері мен көрнекті орындарының атласы
58. Ешкіөлмес кешені
Уақыт жағынан петроглифтердің келесі бір тобының
дүниеге келуі алғашқы темір дәуіріне жатады және өздерінің
тақырыптық, көркемдік ерекшеліктерімен айқын көрінеді; сол
кездің көптеген суреттері өнердегі үздік туындылар болып
табылады. Б. з. д. I мыңжылдықтағы ертедегі көшпенділердің
жартастағы сурет өнерінің қола дәуіріндегі отырықшы
егіншілер мен малшылардың петроглифтерінің мазмұнынан
айырмашылығы «аңшылық стильдің» ерекше бейнелеу
мәнерімен берілетін жабайы жануарлар образы басым бо-
лып келеді; тіпті аңшылық көріністерде антропоморфтық
бейнелер композицияның екінші қатарын құрайды. Бей-
нелеу шығармашылығының идеялық мазмұнының терең
өзгеріске түсуінің басты себептерінің бірі жабайы табиғатты
бағындырып алумен бірге жүретін көшпелі малшылардың
қалыптасу кезеңінде аңшылықтың қоғамдық рөлінің өсуінен
болуы мүмкін. Осымен бір мезетте жартасқа сурет салу
нов тогдашней степной ойкумены. Так, например, в матери-
алах поселений и могильников, исследованных в предгорьях
Ешкиольмес и Шыбынды, есть образцы керамики и металли-
ческих изделий (женские украшения, наконечник стрелы),
специфичных для еловской культуры поздней бронзы Юж-
ной Сибири. В свою очередь, некоторые серии петроглифов
Ешкиольмес находят выразительные аналогии в памятниках
наскального искусства Горного Алтая и Западной Монголии.
Тематика наскального искусства эпохи бронзы Еш-
киольмес и многих других памятников Семиречья, юга Ка-
захстана и Западного Тянь-Шаня во многом сходна и отра-
жает общность историко-культурных процессов, протекав-
ших в этой зоне горного пояса Центральной Азии во вто-
рой половине II тыс. до н. э. Особенностью петроглифов
Ешкиольмес является заметное преобладание батальных
сюжетов, сцен угона скота и проч., которые передают дух
неспокойного времени, наполненного межплеменными
конфликтами, борьбой за обладание стадами и благодат-
ными землями, подобными долине Коксу. Многочисленные
изображения боевых колесниц и воинов, вооруженных ко-
пьями, луками с полными стрел колчанами, палицами или
метательными камнями на ремне, – вот излюбленные пер-
сонажи динамичных картин на скалах Ешкиольмес. Выде-
ляются, по меньшей мере, две серии петроглифов эпохи
бронзы, с возникновением которых связано массовое пе-
реисполнение наскальных изображений предшествующего
периода, когда старые рисунки грубо переделывались, до-
бавлялись новые детали, изменявшие первоначальный вид
и содержание целых композиций. Запечатленные на ска-
лах Ешкиольмес явления отражают определенные истори-
ческие коллизии, затрагивавшие, вероятно, не только эсте-
тическую или идейную стороны жизни древнейших оби-
тателей долины Коксу. Впрочем, среди петроглифов это-
го времени есть также немало изображений фантастиче-
ских персонажей и сюжетов, повидимому, мифологическо-
го содержания: «солнцеголовые» антропоморфные фигу-
ры, окруженные животными или двигающиеся на колесни-
це; лучники, стреляющие в «великана», и некоторые другие.
Следующая по времени создания группа петроглифов
относится к эпохе раннего железа и ярко выделяется своим
тематическим и художественным своеобразием; многие ри-
сунки этого времени являются шедеврами. В отличие от со-
держания петроглифов оседлых земледельцев и пастухов
эпохи бронзы в наскальном искусстве ранних кочевников
I тыс. до н. э. доминируют образы дикой фауны, передавае-