157
жазу жолы сондай мағынадағы бірнеше тік қадыпта жазылған
ойрат жазуларын жауып қалған.
Мәселен, негізгі өрнектің 1900 ж. фотосуретінде
жазудың астында одан жан-жаққа үш ұзын сәуле тараған
сияқты дөңгеленіп келген үстін шимай-шатпақ басқан ірі
таңба тәрізді белгі айқын көрінеді (өкінішке қарай, қазір
жартастың осы бөлігі қатты бүлінген), таңба жартасқа
жазудан кейін түсірілгені айдан анық болатын және ол
қазақтың Ұлы жүзінің албан руы ішіндегі қазіргі кезде Ке-
ген аңғарының осы бөлігін қоныстанған әлжандікі (аламан
тармағы) болатын. Бұл таңба XIX ғ. екінші жартысындағы
Жетісу облысы Жаркент уезі Айт-Аламан болысы қазақ-
тарының құжаттарында кездеседі, Айт-Аламандар Кеген
арасаны аумағын қазіргі кезде де қоныстайды. Басқа бір
ными лучами. Тамга была нанесена на скалу явно позже над-
писей и принадлежит одному из родов племени албан ка-
захов Старшего жуза – алжан (отделение аламан), предста-
вители которого населяют эту часть долины Кеген и в на-
стоящее время. Та же тамга встречается на документах кон-
ца XIX в., на прошениях казахов Айт-Аламановской волости
Джаркентского уезда Семиреченской области, на террито-
рии которой в те времена располагался Кегенский арасан.
На другом снимке Н. Н. Пантусова запечатлена плоскость с
четырьмя строками текста «Написал учитель Зам», выпол-
ненного ойратским «ясным письмом», и с тремя тибетскими
надписями, от которых сегодня сохранились лишь отдель-
ные знаки. Над одной из них хорошо видна процарапанная
надпись «Марковъ» – автограф еще одного посетителя Ке-
генского арасана конца XIX столетия; ниже надписей можно
заметить несколько схематичных изображений животных.
Всего на скалах арасана насчитывается семь плоско-
стей с надписями; на трех из них представлены эпиграфи-
ческие тексты, выполненные ойратским письмом, в осталь-
ных случаях – это воспроизведенное 20 раз тибетское за-
клинание «ом-мани-пад-ме-хум». При этом дважды знаки
тибетского письма нанесены поверх более ранних ойрат-
ских надписей. К сожалению, самый крупный текст, включа-
ющий 7 или 8 вертикальных строк, сильно поврежден ско-
лами, в том числе образовавшимися при выбивании поверх
них тибетской мантры. Надписи Кегенского арасана, оче-
видно, создавались в несколько этапов в течение длитель-
ного периода.
Памятники такого рода не редкость в Семиречье; они
встречаются на обширной территории, некогда входившей
в состав джунгарских владений – от Иссык-Кульской котло-
вины до Тарбагатайских гор. Время возникновения и функ-
ционирования в долине Кеген небольшого ламаистского ка-
пища – арасана – устанавливается на основе исторических
данных о распространении господства джунгар на левобе-
режье реки Или и в восточном Прииссыккулье.
В ходе упорной борьбы в середине XVII в. ойраты вы-
теснили с этих земель племена казахов Старшего жуза и
тянь-шаньских кыргызов и уже в 1660-е гг. перенесли
свои кочевья в предгорья Заилийского и Кыргызского
Алатау. С расширением джунгарской экспансии на юг
Казахстана и в Ферганскую долину в конце 90-х гг. XVII в.
Цэван-Рабдан перенес свою ставку (ургу) из Южного Тар-
багатая и Джунгарского Алатау в верховья реки Или и ее
притоков Шарына и Хоргоса, а также в долину реки Текес.
Ойрат жазуының қазіргі көрінісі
Современный вид ойратской надписи
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
66. Кегенский арасан
I...,147,148,149,150,151,152,153,154,155,156 158,159,160,161,162,163,164,165,166,167,...730