123
Таңбалы тас шатқалындағы Будда бейнелері мен жазулары бар
топталған тастардың жалпы көрінісі.
Ш. Ш. Уәлихановтың суреті. 1856 жыл
Общий вид скопления камней с буддийскими изображениями
инадписями в урочище Тамгалытас. Рисунок Ч. Ч. Валиханова. 1856 год
Іле Қапшағайындағы Таңбалы өткелі.
П. М. Кошаровтың акварелі. 1857 жыл
Брод Тамгалыоткель в Илийском Капшагае.
Акварель П. М. Кошарова. 1857 год
От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана
64. Тамгалытас (Илийский Капшагай)
в дальнейшем П. П. Семенова совершить в 1857 г. поезд-
ку на Илийский Капшагай перед началом своего второго
путешествия на Тянь-Шань. Рисунки Ч. Ч. Валиханова и
художника П. М. Кошарова, выполненные более 150 лет
назад, запечатлели пейзажи Илийского Капшагая у брода
Тамгалыоткель и передают вид памятника в момент его от-
крытия.
Во второй половине XIX в. Тамгалытас неоднократно
посещался разными путешественниками, учеными и семире-
ченскими краеведами. Наиболее ценные сведения о памятни-
ке содержатся в рукописных заметках К. А. Ларионова и не-
больших статьях Ф. В. Пояркова, Н. Н. Пантусова, а также из-
вестного российского монголоведа А. М. Позднеева. Обсле-
дование Тамгалытаса выполнено Н. Н. Пантусовым в 1897 г.
по заданию Императорской Археологической комиссии; пе-
реданные им в Петербург материалы (фотографии и бумаж-
ные копии) в дальнейшем были изучены А. М. Позднеевым,
который впервые осуществил перевод большей части над-
писей и дал объяснение буддийским изображениям. Благо-
даря этому прочтению текстов, в одном из которых упоми-
нается имя IV-го панчен-ламы Лобсана Чойчжи Чжалсана
(1570–1662), была установлена принадлежность Тамгалытаса
к памятникам тибетского буддизма и относительно поздняя
его датировка – не ранее середины XVII в. Однако причины
возникновения и история ламаистского культового комплек-
са вплоть до недавнего времени оставались не выясненными.
Лишь в 2008–2009 гг. экспедицией КазНИИ ПКНН (рук.
И. В. Ерофеева, Б. Ж. Аубекеров, А. Е. Рогожинский) с участием
монголоведа Н. С. Яхонтовой (Институт востоковедения РАН)
и искусствоведа Ю. И. Елихиной (Государственный Эрмитаж)
выполнено комплексное (историческое, археологическое,
географо-геоморфологическое, историко-топонимическое,
искусствоведческое и лингвистическое) изучение Тамгалы-
тас, благодаря которому удалось раскрыть исторический
контекст возникновения и длительного функционирования
в Илийском Капшагае ламаистского комплекса.
Самое раннее упоминание урочища Хабцагай/Кап-
шагай на реке Или содержится в «Биографии Зая-пандиты»
Раднабхадры в описании событий междоусобной войны ой-
ратских правителей Очирту-Цэцен-хана и Галдана-хунтайд-
жи в 1676–1677 гг. В историко-географических сочинениях
китайских авторов середины XVIII – первой половины XIX
в. Илийский Капшагай, как местность на северо-восточной
окраине Шарабэль (пески Сарытаукум на левобережье Или)